Три Спаса

Сотрудники Историко-культурного центра «Никольский храм»

Нынешний август богат не только на урожай яблок, но и на светлые православные праздники.

С 14 по 28 августа у православных длится единственный посвящённый Богородице строгий двухнедельный Успенский пост.
Во время Успенского поста празднуются три Спаса – каждый имеет особое значение.

14 августа, на Медовый Спас, празднуется победа Андрея Боголюбского над напавшими на Русь болгарами, которая, по преданию, стала возможной благодаря излучению божественного света от ликов Владимирской иконы Божьей Матери и иконы Спаса Нерукотворного. Спасение русского князя совпало по времени с церковным освещением целебного мёда нового сбора, и праздник получил народное название — Медовый Спас.

19 августа, на Яблочный Спас, произошло чудесное Преображение Господне на священной горе Фавор перед апостолами Иоанном, Петром и Иаковом, которые, казалось, потеряли веру в божественное происхождение Иисуса Христа.

28 августа — великий праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы. Заканчивается Успенский пост. А на следующий день, 29 августа, отмечается праздник в честь перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, называемый в народе Ореховым Спасом, или Спасом на холсте. Во имя спасения хворого царя города Едессы — Авгаря — Иисус Христос приложил к своему лицу холст, где отпечатался его лик, и передал его с гонцом. Больной был быстро исцелен.

В празднествах Спаса заложен глубокий природный и религиозный смысл.

Само название Спаса указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Православная вера всегда являлась неотъемлемой частью мировоззрения нашего народа. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или стихийные бедствия – все это было вопросом жизни и смерти. И в житейских делах люди всегда уповали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелую годину к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Этот обычай, который берет свое начало с Ветхозаветных времен, на протяжении многих веков народ свято хранит, как и другие древние религиозные обряды. Народное благочестие, почитание православных праздников испокон веков неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность.