Ровно 115 лет назад начал работу Государственный Русский музей, основанный в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II

РМ. Инженерная ул.,4. Санкт-Петербург. Центральный вход в музей
Санкт-Петербург. Русский музей. Инженерная ул., 4. Центральный вход в музей

  Государственный Русский музей (ГРМ) – первый в России государственный музей русского изобразительного искусства, был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II и открыт для посетителей 19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года.

   Специально для музея в 1895 году было выкуплено здание Михайловского дворца, построенного по проекту известного архитектора Карла Росси в 1819-1825 годах в стиле высокого классицизма. В 1895-1898 годах внутренние помещения дворца были перестроены и приспособлены для нужд музея по проекту архитектора Василия Свиньина.

  В день открытия музея его экспозиция была представлена в 37 залах. Собрание включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около пяти тысяч памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства древней Руси). Основу собрания первого государственного музея России составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском и Александровском дворцах, и коллекции, переданные музею частными лицами – собрание портретной живописи князя Алексея Лобанова Ростовского, коллекция графики княгини Марии Тенишевой и другие. За первые десять лет существования музея его собрание возросло почти вдвое.

   В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года рост коллекции происходил ускоренными темпами, благодаря деятельности Государственного музейного фонда, осуществлявшего в 1921-1928 годы распределение между музеями национализированных сокровищ русского и мирового искусства. В это время в состав собрания вошли и многочисленные частные коллекции.

  С 1954 года в музее была организована собственная экспертно-закупочная комиссия. В последующие десятилетия регулярными стали поступления произведений современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников, закупки на зональных, республиканских, всесоюзных групповых и персональных выставках.

   Согласно первоначальной структуре, музей имел три отдела: отдел, посвященный памяти императора Александра III; этнографический и художественно-промышленный отдел; художественный отдел. Название «Русский музей» изначально и традиционно закрепилось за художественным отделом. Памятный отдел должен был занять важное место в структуре музея, но строительство помещения для него затянулось, и в связи с последующими историко-политическими событиями в стране так и не был открыт. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 году был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея. Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 года, когда он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР.

    В 1914-1919 годах по проекту архитекторов Леонтия Бенуа и Сергея Овсянникова рядом с первым основным зданием музея — Михайловским дворцом, был построен выставочный павильон, получивший название корпуса Бенуа. В 1989-1994 годах в ведение музея были переданы Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы. В 1998 году в музейный комплекс вошли Михайловский сад и два сквера у Михайловского (Инженерного) замка, в 2002 году – Летний сад и дворец музей Петра I. Общая площадь музейного комплекса составляет около 30 гектаров.

  Русский музей сегодня — уникальное хранилище художественных ценностей, реставрационный центр, научно-исследовательский институт, один из крупных центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев РФ, курирующий работу 260 художественных музеев России. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства более чем за тысячу лет – с Х по ХХI век.

  Музейное собрание постоянно пополняется. Немало ценных коллекций и отдельные произведения русского изобразительного искусства безвозмездно передают в дар коллекционеры, авторы и их наследники. Редкие вещи приобретает музей на международном антикварном рынке – на аукционах «Кристи» и «Сотби».
Ежегодно в стенах музея проводится около 50 временных выставок и около десяти – в городах России и за рубежом.

   В основной экспозиции музея в Михайловском дворце, корпусе Бенуа и флигеле Росси представлены произведения иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, скульптора Федота Шубина, художников Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Казимира Малевича, Василия Кандинского и многих других.

  В парадных залах Строгановского дворца с 2005 года работает постоянная экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». В Мраморном дворце работает постоянная экспозиция «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских». На I этаже дворца располагается мемориальный музей Константина Романова — «К.Р.», поэта Серебряного века. С 1995 года открыт для посетителей «Музей Людвига в Русском музее» – постоянная экспозиция искусства конца XX века.

   В ноябре 2012 года в Михайловском замке была открыта постоянная экспозиция «Лица России», демонстрирующая эволюцию портретного жанра в отечественном искусстве от начала XVIII века до изображений советских вождей, рабочих и колхозников середины ХХ века. Здесь собраны произведения Ильи Репина, Карла Брюллова, Василия Сурикова, Алексея Венецианова, Ивана Крамского и других прославленных живописцев.

РИА Новости

РМ. Белый зал
Русский музей. Белый зал
РМ Брюллов Последний день Помпеи
Русский музей. К. Брюллов «Последний день Помпеи»