Сборник очерков в текстовом и аудиоформате.
Очерк 1. Царские грамоты
Середина шестнадцатого века. Царь Иван Васильевич Грозный расширяет территорию государства, захватив штурмом Казань и земли Казанского ханства.
Можно было идти дальше и завоевывать земли башкир. Но царь поступил иначе: повернул войска к Москве, а башкирам велел разослать специальные грамоты, чтобы сами шли к государю. В документе были щедро обещаны мир и спокойствие, сохранение старых обычаев и местной религии, устранение ханского произвола и лишь небольшой ясак.
Грозный, но мудрый царь стремился мирными средствами добиваться присоединения других народов к России там, где это было возможным. Его желание закрепиться на Уральских землях совпало с надеждой самого местного народа на мирную жизнь. Башкирия на тот момент была не единым целым, а поделена между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Народ страдал и от нападений кочевников, и от угнетения богатыми феодалами и баями – ханами и мурзами.
Из летописей и родословных башкирских племен следует, что на народных собраниях – йыйынах – сами башкиры в большинстве решились на важный шаг – просить Белого царя Ивана Васильевича о защите своих земель.
Не все башкирские рода сразу приняли русское подданство. Поэтому царские грамоты с прописанными условиями были жалованы не всем, а каждому согласному роду или племени в отдельности.
Башкиры обязались платить ясак тем, чем богаты их земли: пушниной и медом. Могли платить деньгами или служить в войсках.
Со своей стороны, башкиры также выдвинули несколько условий. Признание вотчинного права на уже занимаемые земли и возвращение земель, отобранных татарскими и ногайскими феодалами.
В процессе присоединения башкирских племен к России встал вопрос о местном представительстве - военной русской крепости: для сбора дани, для защиты от кочевников и в качестве форпоста для дальнейшего продвижения в Сибирь.
Было найдено выгодное географическое и стратегическим положение. Здесь и ранее традиционно проводили народные собрания сами башкиры. Холмистая местность при слиянии сразу четырех рек: сумрачной Уфимки, светлой Белой Воложки (ныне Белая) и еще двух рек, которых сегодня почти не видно.
Одна из них - бурливая Сутолока, довольно многоводная в то время, вторая - Ногайка. Последняя начиналась на пересечении современных улиц Цюрупы и Октябрьской революции и протекала в сторону Белой. Сейчас на всем протяжении она закована в трубы и невидима.
Вокруг выбранной возвышенности были богатые зверем и строительным дубом леса, реки изобиловали рыбой. Изгибы Белой создавали естественное препятствие для сухопутных кочевников-степняков, Сутолока защищала с востока, а с юго-запада высился крутой подъем Случевской горы (ранее ее называли Шугуровская).
Именно здесь, на исторической возвышенности - месте первой крепости – Уфимского Кремля – спустя четыреста лет был возведен Монумент Дружбы как символ добровольного присоединения башкир к Российскому царству, символ дружбы и согласия между двумя народами.
Очерк 2. Первая крепость
Всё с чего-то начинается. Так и история города-миллионника, столицы Республики Башкортостан началась с небольшого города-крепости.
Добровольный характер присоединения башкирского народа к России не вызывал надобности немедленного строительства крепостей и городов с присутствием военных. Но России важно было обосноваться на этой земле для усиления влияния и прекращения притязаний сибирских и ногайских феодалов и для снижения недовольства еще не присоединившихся племен. Башкирам была важна защита от набегов и удобство платить ясак рядом, а не отвозить, рискуя в дороге, в Казань.
Итак, в начале июня 1574 года, в православный праздник Пресвятой Троицы на берег реки Белой Волошки рядом с местом, где в нее впадает река Сутолока, высадился отряд московских стрельцов под руководством выборного дворянина, воеводы Ивана Григорьевича Нагого и сопровождающего его боярского сына Константина Голубцова.
Добирались до места стрельцы по воде: сначала по Москве-реке до Камы, затем - по Белой. При высадке на берег была срублена «в един день» деревянная церковь имени Святой Троицы.
Поселение, возведенное стрельцами на горе, где сейчас возвышается Монумент Дружбы, называли вначале и как саму гору – Туратау, то есть гора-крепость, и Имэнкала – «Дубовая крепость», так как стены ее строили из дубовых бревен. Вскоре после основания кремля стало встречаться и нынешнее наименование города - Уфа.
Первая уфимская крепость занимала чуть больше гектара земли, а общая длина всех стен составляла всего 440 метров. Городские стены были сооружены из поставленных вертикально огромных стволов деревьев. Для острожных стен выбирали семиметровые дубовые бревна, вкапывали их в землю так, что стена получалась пять метров высотой.
Крепость представляла собой ломаный четырехугольник. В укрепления входили три башни. Две из них – Никольская и Михайловская – были проезжими, свои названия они получили от икон, помещенных над находящимися в них воротами. Третья башня, поменьше – сторожевая Наугольная – обеспечивала обзор со стороны северо-востока и Сибирской дороги, чтобы неприятель не подошел к городу незамеченным.
Проезжие башни находились друг напротив друга, на узких сторонах городских стен. В северной Михайловской башне находился прямой проезд. Ворота южной Никольской башни имели особое строение – внутренний изгиб как препятствие для проникновения в город врагов. Они были пешеходными и выходили к Сутолоке, поэтому иногда их так и называли – Сутолоцкие.
Вскоре после начала возведения Уфимского кремля в нем была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. На территории поселения располагались воеводский дом, приказная изба, тюрьма, хлебные склады, пороховые погреба, а также другие казенные и церковные строения.
Стоит отметить, что существует несколько мнений относительно даты основания города Уфы.
Статус города Уфа получила в 1586 году и с этого времени начинает упоминаться в официальных документах. Новый виток развития город получил при Михаиле Нагом, который был назначен в Уфу городовым воеводой. Но как военную крепость, как Кремль, Уфу построили в 1574 году. Этот год мы и считаем датой основания нашей столицы.
Очерк 3. Невидимая река
История города неразрывно связана с пятью реками: Белой, Уфой, Демой, Шугуровкой и Сутолокой.
Самая короткая, но исторически важная – река Сутолока. Это правый приток Белой, длиной не более десяти километров.
Поверьте, каждый, кто бывал в Уфе, с ней заочно знаком. Именно по Сутолоцкому оврагу проходит основная часть транспортной артерии города – Проспекта Салавата Юлаева. Если вы хотите увидеть саму реку, то она открыто течет близ устья, в частном секторе недалеко от Монумента Дружбы народов и старинной Покровской церкви. Почти на всем остальном протяжении Сутолока канализирована, заключена в бетонный коллектор, засыпана и заасфальтирована.
Исток Сутолоки находился на месте, где раньше стремились в небо радиовышки и стояло старое здание Лесного техникума. Сегодня это район ТРЦ Планета и нового жилого комплекса. На картах 1939 года начало реки отмечено у просёлочной дороги, где вскоре будет улица Полтавская (с 1972 года - улица 50 лет СССР) и сороковой завод. Сейчас Сутолока берет начало у ельника под холмом, на котором стоит театр «Нур».
Ширина Сутолоки в наши дни 1-2 метра, глубина 20-40 сантиметров, длина около 6 километров. А еще в прошлом столетии она имела длину больше 8 километров, глубиной около 1 метра и от 1,5 до 5 метров в ширину. В овраг спускаются 24 улицы: с правого берега 17, с левого – 7.
Именно Сутолока создавала изначальный вид города и своеобразную сеть улиц. При взгляде на карту Уфы легко заметить стихийное расположение дорог вблизи исторического кремля в районе Монумента Дружбы и стройную геометрию улиц в районе Гостиного двора.
Эта небольшая река играла важную роль в образовании города: протекая с севера на юг, она защищала укрепление с востока. Южная башня кремля, выходившая на реку, носила название Никольская по имени иконы святого, расположенной в ней, или чаще - Сутолоцкая.
Пишут, что раньше по реке сплавляли лес, на ней стояла водяная мельница, в самой реке водились форель и хариус. Заметим, что последняя водится только в самых чистых реках. И неудивительно: река наполнялась водами многочисленных родников.
Тихая гавань в устье Сутолоки была не только местом разгрузки/погрузки судов. Здесь же рядом на площади бойко шла торговля. Садки с уловом осетра, стерляди, судака, пойманных уже в Белой, продавцы держали в чистых водах притока.
Позже речка полностью оказалась в черте города, глубоким оврагом деля его поперек. Изменялись очертания столицы и сейчас ее русло расположено вдоль основных, самых длинных магистралей.
Считается, что название реки произошло от финно-угорских слов «су» и «колока», что означает «толочь воду». Примерно о том же говорит перевод с ногайско-татарских слов «су» и «тилак» - бешеная вода. По другой версии, название связано с произрастающей по берегам вербой. По весне Сутолока всегда показывает свой независимый характер.
Сегодня мы не воспринимаем ее как реку. Кто-то называет ручьем, а кто-то и вовсе дает обидные прозвища из-за запаха сточных вод и мусора, которыми мы же и позволяем ее загрязнять. Но это уже не про реку, а про нас…
Конечно, Сутолока уступила свое историческое место, оставшись рекой только лишь в документах и сохранившихся воспоминаниях. А ведь когда-то небольшая, но живая и чистая речка охраняла наш город от нашествий и пожаров, кормила рыбой, снабжала питьевой водой, была источником жизни и украшением нашей зарождающейся столицы…
Очерк 4. Уфа - творческая колыбель Шаляпина
Федор Иванович Шаляпин – русский оперный и камерный певец, который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Он соединил в своем творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство».
Уфа гордится тем, что именно она – «колыбель его творческой жизни». Именно эти слова благодарности написала дочь артиста, передавая фотографию молодого Шаляпина в дар городу.
Уфимский период - меньше года жизни в Уфе, но именно это время - время первого театрального сезона Шаляпина, первой сольной партии, первой афиши с его фамилией. Город оставил в его жизни неизгладимый след. Он сам позже писал в своих автобиографичных книгах: «Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру», «всё было – и бедствовал, и голодал, имел успех, который мечту стать артистом превратил в действительность, здесь нашел новых друзей и приобрел приличную одежду». «В Уфе я уже вдохнул пыль кулис, уже узнал завлекающий гул зала перед поднятием занавеса и, главное, свет рампы».
Итак, по порядку. Родился Федор Иванович в небогатой крестьянской семье. Отец достаточно рано определил его в ученики к сапожнику, а затем – писцом в управу. Но в детстве мальчик услышал «настоящую» музыку – дочь домовладельца играла на фортепьяно, и эта тяга к искусству вела его своей дорогой. Федор уже в возрасте девяти лет стал зарабатывать пением – голос у него был приятный и сильный. Он выступал на праздниках и свадьбах, пел в церковном хоре. Став старше, Федор увлекся народным театром, а чуть позже – и оперой. Он мечтал быть на сцене, работал статистом, старался не пропускать представлений в Панаевском саду.
В 17 лет его желание стать актером стало исполняться: известный на Волге антрепренёр Семенов-Самарский набирал хор для гастролей в Уфе. Молодого искренне горящего сценой Шаляпина приняли. При этом он прибавил себе пару лет и, взволнованный, готов был петь бесплатно. Тогда им был подписан первый контракт: жалованье всё же выписали, но совсем скромное – на еду и проживание.
В сентябре 1890 года на Софроновскую пристань Уфы сошел окрыленный юноша. Без багажа, с накинутой на плечи шалью вместо пальто, он пешком под дождем отправился в центр города.
Шаляпин начинал с незаметного хориста, охотно помогал в театре всем: и переставлять декорации, и таскать ящики с костюмами - все, что угодно, если это было связано со сценой.
18 декабря 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина – партия Стольника в опере МонЮшко «Галька». Этот дебют стал точкой отсчета творческой биографии великого артиста. Уфимская публика встретила его тепло, доброжелательно и участливо.
После закрытия сезона Шаляпина уговаривали задержаться в Уфе. Члены организованного в те годы Общества любителей пения, музыки и драматического искусства стали оказывать поддержку Федору Ивановичу. У уфимской пианистки он брал первые профессиональные уроки музыки, его намеревались отправить на учебу в консерваторию. Гений Шаляпина было не удержать. И он, уже с другой труппой, отправился гастролировать по стране.
Уфа хранит в своем сердце его имя: в столице проводятся Шаляпинские вечера и чтения, на улице Ленина напротив Театра Оперы и Балета между зданием Академии искусств и гостиницы Агидель установлен мемориальный ансамбль с мраморной скульптурой великого артиста.
Очерк 6. Первые улицы Уфы. Улица Посадская и Покровская церковь
Цветок курая, изображенный на гербе и флаге Республики Башкортостан, - символ единения и дружбы всех родов и племен, проживающих на ее территории, символ процветания и духовного возрождения.
Знаменательно, что первые улицы города лучами расходятся от Уфимского кремля – места основания Уфы - подобно лепесткам курая. Река Белая ограничивала рисунок улиц старого города своим руслом.
Любой населенный пункт раньше развивался стихийно. Не было четкого плана улиц и адресов. Город состоял из Верхнего города, территории за пределами этого укрепленного поселения, называемой Посад, и из загородных поселений. В сторону Посада, как правило, и происходило расширение города в дальнейшем.
Под стенами Уфимской крепости до русла впадающей в Белую Сутолоки оставалась небольшая полоса земли, откуда и берет начало одна из первых улиц Уфы – Посадская. Она идет от реки Белой вдоль восточной стены Кремля, по правому берегу Сутолоки. Местные жители начали активно заселять Посад в 17-м веке. На тот момент было переписано 17 дворов и около 80-ти жителей. В 18-м веке здесь уже были расположены усадьбы многих уральских заводовладельцев: Твердышева, Мясникова, Осокина и Демидовых. Свое имя улица Посадская неизменно пронесла через века.
Главная достопримечательность этих мест – Покровская церковь – старейший из действующих православных храмов Уфы. Церковь расположена в тихом и уютном уголке города, в окружении домов частного сектора. Здание словно скрыто от посторонних глаз, но найти его достаточно легко. От Монумента Дружбы, не поднимаясь по ступеням, обходим холм с правой стороны и поднимаемся по улице Посадской к старинному храму.
Место, где расположено церковное здание, считается намоленным. Еще в конце 16-го века здесь уже были одна возле другой две деревянные церкви, впоследствии разрушенные пожаром и временем. Одна была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы (холодная), вторая – во имя Святителя и Чудотворца Николая (теплая). Они были предназначены для летней и зимней поры.
В начале 19-го века стараниями уфимского купца Данилы Степановича Жульбина и священника Иоанна Антоновича Бреева начали отстраивать новое, более прочное здание церкви – из камня. Возведение колокольни взял на себя князь Ураков. Освящен храм был в 1823 году. В Покровской церкви хранились старинные иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Почаевской Божьей Матери, Воздвижения Креста Господня.
Немало испытаний выпало на долю Покровской церкви и ее прихожан. В 1821 году, вскоре после постройки, здание пострадало от пожара: огонь повредил не только внешний облик, но и внутреннюю ее часть. В советское время церковь закрывали, как и многие другие, переоборудовали под склады. Во многом благодаря своему неприметному местоположению в низине на склоне оврага, скрытое от посторонних глаз, здание уцелело от полного уничтожения. Церковь не только избежала разрушения, но был сохранен даже иконостас: его на время гонений участливые люди закрыли фальш-стеной. В 1957 году церковь вновь была открыта.
Покровский храм – один из лучших образцов русского классицизма в Уфе и значимый архитектурный памятник. Этот островок старой Уфы бережно хранит историю и атмосферу прежних дней.
Очерк 7. Город в XVI-XVII веках.
Уфа постепенно растет. Население увеличивается. Уже после возведения Уфимского кремля за пределами крепости стали возникать слободы.
Еще не были сформированы улицы, план застройки города возникнет гораздо позже, в начале 19-го века. А пока люди стихийно селились близ городских стен.
«Слободный» человек означало «свободный». Свободный от налогов, денежных и натуральных повинностей. Жители слобод обязаны были нести определенную службу во благо города. Это и работы по строительству дорог и коммуникаций, и разные услуги, например, почтовые. За пределами городских стен у людей были наделенные участки с огородами. При этом, крестьянами они не были, хоть и занимались земледелием. А в большинстве своем были служилые люди и ремесленники.
Также слободой считалось пригородное поселение, в котором было более одного храма. И действительно, Уфа тех времен была очень красивой: небольшие строения, утопающие в зелени деревьев, с куполами и шпилями церквей, устремленными в небо.
В XVI-XVII веках в Уфе было два монастыря: Успенский мужской и Христо-Рождественский женский и девять церквей.
В 1616 году на территории Уфимского кремля было завершено строительство первого каменного собора во имя чудотворного образа Смоленской Божьей матери вместо сгоревшей деревянной церкви Казанской Божьей матери. Это был знаменитый Смоленский собор или Троицкая церковь на том самом холме, где сейчас возвышается Монумент Дружбы.
В город прибывали всё новые люди. В основном численность росла за счет приезжих служилых людей либо ссыльных, ставших неугодными в центральных регионах России. Возникла необходимость увеличения самого города и расширения городских стен для обеспечения защиты и большего влияние на новоприбывающих.
В начале 40-х годов XVII века был построен «верхний острог». Стены общей протяженностью два километра начинались и заканчивались у реки Белой, полукругом ограждая город. В новом городе было уже шесть ворот, получивших названия от расположенных поблизости церквей и Успенского монастыря: Фроловские, Ильинские, Казанские, Сибирские, Спасские и Успенские. Позже по этим направлениям и от этих ворот появятся и старинные уфимские улицы.
Уфа, как изначально и задумывалось, была форпостом, поэтому и в XVII веке более 70% мужского населения находилось на военной службе, обороняя восточные рубежи Русского государства от набегов кочевников.
Появляется и дворянское сословие, но в большинстве пока не отличающееся особым богатством. Стоит отметить, что представители многих старых уфимских дворянских родов были коренными русскими, которых царским указом прислали в Уфу из Москвы, Казани и Астрахани. Одни из самых зажиточных – Крыловы, Каловские, Аничковы и Черниковы-Анучины – содержали имения более пяти крестьянских дворов.
Также за службу поощряли дворянским титулом и новокрещенов, то есть башкир и татар, принявших православие. Отсюда пошли фамилии уфимских дворян Ураковых, Таганаевых, Сокуровых, Ваткеевых.
Город рос и менялся. Становился могущественнее и богаче. Богаче на судьбы и истории людей, его населяющих, на их достижения и вклад в развитие будущего.
Очерк 8. Мягкое золото на гербе Уфы
Башкортостан, а тем более его столица – Уфа – во все времена были известны своими природными богатствами. Если на сегодняшний день это добыча и переработка нефти и других полезных ископаемых, то раньше места вокруг Уфы славились изобилием куниц.
В Древней Руси существовала денежная единица измерения, так называемая куна, равная одной шкурке куницы, или шести беличьим шкуркам, или двум граммам серебра.
Мех на Руси - это атрибут роскоши и богатства. Важный источник княжеского дохода. Дань и ясак платили шкурками соболей, куниц и белок.
Мягкое золото – древняя валюта, благодаря которой поддерживались торговые отношения и со скандинавскими странами, и с византийскими и арабскими купцами, и с европейскими торговцами. Пушнину обменивали на заморские товары: драгоценности, благовония, вина. Шкурками пушных зверей можно было откупиться даже за тяжелые увечья или смерть человека.
Роскошь носить меховую одежду имели только самые богатые и достойные члены общества. Презентабельные прочные и легкие изделия носили не только на улице, но и дома – жилища почти не отапливались, поэтому приходилось согревать себя дополнительной одеждой.
Вернемся в уфимские земли…
Богатство лесов и пастбищ удивляло и радовало первых поселенцев. Промысловая охота на пушного зверя активно развивалась. Получившие царские грамоты башкирские племена тоже вносили свой вклад – ясак - в виде шкурок куниц в том числе. Так и сформировалось основное направление экономического развития края.
К концу 16-го века уфимскому воеводе вручили серебряную печать как символ царской власти. Сами печати строго учитывали, гербовые рисунки печатей тщательно продумывали и разрабатывали с учетом особенностей городов. Первая печать была двух сантиметров в диаметре с изображенной на ней куницей, под ней – стилизованное растение и надпись: «Печать Уфимского городка».
В начале 18-го века обстоятельства сложились таким образом, что в Петербурге для Уфы разработали новый герб – с силуэтом бегущей по зеленой траве белой лошади. Таким образом в 1730 году для Уфы были утверждены сразу два герба: новый – с лошадью, и старый – с куницей. Народ возмутился смене привычного герба и ситуацию мирно разрешили, оставив старый герб, а новым украсили знамена уфимского гарнизона.
В следующий раз герб претерпел изменения в конце 19-го века, когда Уфа перешла в разряд губернских городов. В серебряном щите лазоревая бегущая куница, с червлеными глазами и языком. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. До этого куница была изображена больше похожей на крысу, тут же она выглядит изящной и красивой, с выгнутой спинкой и приподнятыми передними лапками, в моменте движения.
Еще раз герб приобрел совершенно другой вид в 1994 году. Цельный щит был вертикально разделен на две половины: голубую, обозначающую красоту водных ресурсов, и красную, символизирующую мужество народа на протяжении всей истории, а изображение куницы стало серебристым или чаще – белым. Но и этот образ не прижился, не был принят в геральдическом реестре как непохожий на настоящий.
И в 2007 году, несмотря на сложности изменений гербового изображения, куница снова стала естественного коричнево-бурого цвета. Она уверенно и свободно бежит, красиво изгибая шею, по благородному серебряному полю. Зеленый цвет символизирует изобилие, радость и спокойствие. Поблескивающий позолотой мех олицетворяет богатство края и достоинство его жителей.
Очерк 9. Сад имени Аксакова
Самые старые парки Уфы имеют богатую историю и коллекцию имен, по которым их помнят уфимцы разных поколений.
Сад имени Сергея Тимофеевича Аксакова или парк с лебедями, как его чаще называют, – один из самых первых городских парков, но изначально он находился в частной собственности. Место культурного отдыха расположено в квартале, ограниченном улицами: Цюрупы, Пушкина, Новомостовой и Заки Валиди. В 1989 году парк был включен распоряжением Совета Министров в перечень парков-памятников культуры Уфы. В том же году он получил свое новое историческое имя в честь двухсотлетнего юбилея великого русского писателя, чья жизнь неразрывно связана с Уфой и с этим местом нашего города.
По архитектурному плану застройки, разработанного Вильямом Гесте в начале девятнадцатого века, Уфа перестала разрастаться хаотично. Стали выдерживать перпендикуляры улиц, внедряли квартальную систему, начали сажать общественные сады, формировать аллеи и разбивать парки. Частные усадьбы также украшали и окружали садами. И, несмотря на порой непредсказуемый климат, когда в мае мог выпасть снег, несмотря на длительные холодные зимы, весной Уфа благоухала ароматом цветущих деревьев.
Одну из таких усадеб, с надворными постройками и плодовым садом в конце восемнадцатого века приобрели родители будущего писателя. Здесь в 1791 году и родился Сергей Тимофеевич Аксаков, здесь провел раннее детство. При нем еще не было озера, а был овраг с небольшой безымянной речкой. К сожалению, исторический дом и сад были уничтожены пожаром в 1821 году.
При устроении улицы Новомостовой (или Спасской в то время) через овраг и ручей была возведена насыпь. И уже в 1822 году предприимчивые новые владельцы земель усадьбы соорудили запруду, создав небольшое озеро.
К середине девятнадцатого века территория переходит известному книгоиздателю Кондратию Игнатьевичу Блохину. Его сын и наследник посадил здесь березовую рощу и построил театр, здание которого впоследствии сгорело от пожара.
В 1894 году купец Василий Ильич Видинеев – новый владелец – разбивает на месте усадьбы парк и возводит знаменитый Летний театр на 794 места, многоярусный, с прекрасной акустикой. В Видинеевском парке были и аттракционы, и лабиринт чудес, и ресторан, и танцплощадка.
В двадцатые годы двадцатого века парк часто упоминается как Лунный. Романтично, но на самом деле это сокращение от официального названия – парк Луначарского. Изменения произошли при передаче земель из частных владений в ведомство города после Октябрьской революции. По вечерам парк оживал: ежедневно проводились концертные программы, а летом с 8 часов вечера и до полуночи играл духовой оркестр. Действовали и павильон-читальня, и бильярдная, и ресторан.
Во второй половине ХХ века на долю парка выпали суровые испытания. Часть территории отдали под строительство Кабельного завода – и здесь стало шумно и затененно. Асфальтирование дорожек на смену гранитной крошке привело к заболачиванию местности и смене всего облика парка.
На рубеже веков здесь были проведены работы по охране культурного наследия Башкортостана. Озеро было облагорожено, дорожки выложены плиткой. В 2002 году в парк были завезены лебеди-шипуны. Сад имени Сергея Тимофеевича Аксакова дважды признавался лучшим садом СССР и в 2005 году в очередной раз был назван лучшим парком культуры города Уфы.
Очерк 10. Сад на Случевской горе
Уфа всегда была городом, утопающим в зелени. Сады и парки – излюбленное место прогулок горожан.
Сад на Случевской горе (или Случевский сад) за свою более чем вековую историю сменил множество названий. Был он и садом Попечительства о трезвости, и садом имени Николая Богдановича, Егора Сазонова, имени Надежды Крупской, а теперь носит имя национального башкирского героя Салавата Юлаева.
Есть две версии происхождения названия самой горы. Первая - по имени вице-губернатора Оренбургской губернии (в которую тогда входила и Уфа) Капитона Афанасьевича Случевского. По народной версии гора и сад названы в честь водившихся здесь вальдшнепов или слук (лесных куликов).
Сейчас визитная карточка парка – Висячий мост и беседки с панорамным видом на реку Белую.
Облагораживать территорию каменистого безлесого утеса, какой и была Случевская (а ранее Шугуровская) гора, начали в 1873 году. Огородили территорию, разбили сад с цветником, начали прокладывать дорожки и высаживать деревья. Через пару лет это место планировали застраивать, но горожане встали на защиту излюбленного места для гуляний. Самый большой урон зарождавшемуся саду нанесли… козы из близлежащих слобод, уничтожив большинство молодых деревьев и цветников.
Уфимское попечительство о народной трезвости инициировало продолжение работ по устройству сада, которые проводились с сентября 1899 по май 1900. Был организован «праздник древонасаждения» - учащиеся городских училищ и другие желающие высаживали в будущем парке тополя, сосны, дубы, вязы, клены, жимолость, белую и розовую сирень.
Летом 1900 года сад был торжественно открыт при большом стечении горожан. К моменту открытия вход в сад украшали чугунные ворота усть-катавского производства. Над обрывом устроены две изящные беседки. Дорожки усыпали гравием и организовали удобные спуски к реке.
После убийства эсерами в 1903 году уфимского губернатора Николая Богдановича сад переименовали в его честь.
После Октябрьской революции парку дали имя в честь революционера Егора Сазонова., а уже в 1920-х годах – в честь Салавата Юлаева.
В 1959 году на территории парка появилась могила знаменитого башкирского поэта и драматурга Рашита Нигмати. Его похоронили на берегу любимой Агидели.
В 1960 г. здесь был установлен бюст Салавата Юлаева, однако в 1967 г. сад получил название в честь Надежды Константиновны Крупской, которое носил 40 лет, и бюст был убран. В 2004 парку возвращено имя Салавата Юлаева.
Визитная карточка этого места - Висячий мостик - появилась в 1957 году, когда шло строительство моста через реку Белая. Картину при въезде в город портил глубокий овраг на территории парка рядом с уютными деревянными строениями. Было найдено оригинальное решение – превратить овраг в достопримечательность, соединив его склоны легким прогулочным мостом. Рядом с ним установили третью беседку.
Особое украшение сада - гипсовые фигуры косуль и пантеры на шаре скульптора Артема Михайловича Зеленина. Их установили в 2014-2015 годах взамен утраченных скульптур 50-х годов.
Главный вход сада, у которого расположен Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, соединяется Софьюшкиной аллей с парком имени Ленина и Театральным садом. В любое время года прогулки по парковому ансамблю умиротворяют и одновременно волнуют романтикой Старого города.
Очерк 11. Ушаковский парк (парк им. В.И. Ленина)
Одно из старейших мест отдыха в Уфе уфимцы привычно называют парком Матросова. Свое первое имя – Ушаковский – парк получил благодаря губернатору города Сергею Петровичу Ушакову, назначенного на эту должность во второй половине девятнадцатого века.
Из окон губернаторского дома открывался прекрасный вид на Воскресенский кафедральный собор. Величественный православный храм мог вместить три тысячи человек на площади более двух тысяч квадратных метров! До наших дней это монументальное здание не сохранилось – в 30-е годы прошлого века его закрыли и разобрали по кирпичику, а в 50-е годы на его месте был выстроен театр, ныне Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури.
1867-1872 годы (а это почти всё время пребывания в должности губернатора) Ушаков посвящал решению городских дел и постепенно обустраивал территорию между правительственной резиденцией и Собором, создавая парковую зону. До его назначения здесь простиралось пастбище рогатого скота.
Уфимская знать любила прогуливаться по дорожкам сада среди деревьев и благоухающих цветами газонов. Первое время Ушаковский парк был местом для избранных: даже табличка на парадных чугунных воротах на входе предупреждала: «Вход низшим чинам и собакам запрещен». Со временем в парке появились и беседки, и павильоны, и карусели. Достопримечательности сада того времени - летний кинотеатр «МИР» и первый уфимский фонтан с романтичным названием «Первая любовь» - две светлых фигурки мальчика и девочки, укрывшихся от дождя под одним зонтом.
После Октябрьской революции в парке произошли большие перемены. Имя сменили на Сад Свободы. Храм был снесен. Вместо него устроили танцплощадку и установили цирк шапито, а еще западнее соорудили площадку для спортивных занятий – предшественницу современного стадиона «Динамо». В эти же годы часть парка отдали под захоронение погибших в годы революции и гражданской войны. Здесь же в 1934 году был похоронен народный поэт Республики Мажит Гафури. В то же время чугунные ворота каслинского литья заменили на арочные ворота с изображениями Сталина и Ленина.
В 1943 году парк получил классическое для того времени, но всё же гордо звучащее имя - Центральный парк культуры и отдыха имени Александра Матросова - нашего земляка, Героя Советского Союза. Памятник защитнику-герою – работы скульптора Льва Эйдлина - был установлен уже в послевоенные годы. В это время на территории парка снова заработал летний кинотеатр под именем «Идель», бильярдная, комната смеха и детские аттракционы.
Новый виток развития истории на рубеже 79-80-х годов наложил свой след на облик и название этого уютного места. Рядом был расположен Обком КПСС и парк решили назвать в честь вождя - с тех пор он носит имя Ленина. Территорию осовременили: ворота заменили на гранитный парапет, спилили вековые деревья. Газоны и фонтаны стали выглядеть строже и официальнее. Однако название не прижилось – и горожане по-прежнему называют его «парк Матросова».
Очерк 12. Именем Александра
История Уфы неразрывно связана с именем российского Императора Александра Первого. Переименована улица, снесена церковь, но прошлое не перечеркивается и не исчезает, оно живет своей особой жизнью, памятью в наших сердцах.
Внук Екатерины Второй был назван в честь святого покровителя Петербурга Александра Невского. В 1801 году, после смерти влиятельной прогрессивной бабушки и убийства заговорщиками отца, он, двадцатитрехлетний, вступил на престол. Несмотря на неоднозначность всей его политической карьеры, годы его правления отмечены созданием министерств, основанием учебных заведений (в том числе в 1811 году открылись двери Царскосельского лицея), открыта первая публичная библиотека.
В Уфе он побывал в сентябре 1824 года, за год до своей смерти, проездом на уральские горные заводы из Оренбурга. Уфа встречала его колокольным звоном.
Именно в годы правления Александра Первого был разработан и утвержден план застройки Уфы. И лично сам государь-император накануне отъезда в Бирск заложил первый камень в основание будущей церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Этот же камень символично являлся первым для одной из красивейших улиц Уфы - Александровской (ныне улица Карла Маркса).
Церковь составляла единый ансамбль одноименной площади вместе с комплексом корпусов казарм внутренней стражи Уфимского гарнизона, от того за площадью закрепилось и второе имя – Казарменная. Александровская церковь строилась на средства Уфимского Дворянского собрания по проекту столичного архитектора Давида Ивановича Висконти. К 1836 году храм достроили и освятили, а еще через 12 лет - окружили чугунной оградой каслинского литья с каменными столбами. Церковь имела три придела: главный - во имя Александра Невского, правый - во имя Святого Великомученика Пантелеймона, левый - во имя Святой Великомученицы Екатерины. На колокольне находилось восемь колоколов: один большой, два средних и пять малых.
Возведенный на Александровском холме - одном из самых высоких мест Уфы, величественный храм стал важным градообразующим объектом города. Его купола были видны издалека и остались запечатлены на многих фотографиях того времени.
До нашего времени это монументальное здание не сохранилось. В 1931 году церковь была закрыта, разрушена и на ее месте в предвоенные годы начато строительство Дома Социалистической культуры. В военные годы в недостроенное здание эвакуировали рыбинский завод низковольтной аппаратуры. В связи с большим пожаром в 1947 году, за зданием закрепилось народное название «горелый завод».
Сейчас в здании на улице Кирова 1 находится Дом Профсоюзов.
Облик города менялся. Всё меньше исторических зданий, которые можно было бы сохранить для потомков. Самая разрушительная сила оказалась не во времени и погодных катаклизмах, а в человеке и нелогичных, отрицающих историю решениях и поступках…
Очерк 13. Товарищество братьев Нобель
Сегодня наш рассказ о семье, известной на весь мир и о том, как пересеклась с ней судьба нашего города. Это семья Нобель, в которой родился основатель известной всем премии Альфред Нобель. Его родные братья Роберт и Людвиг занимались предпринимательской деятельностью в России, в частности в Уфе. В начале 20 века их даже называли «русскими Рокфеллерами». Действительно, именно Нобели вывели нашу страну в число лидеров нефтеперерабатывающей промышленности в конце XIX - начале XX в. И всё благодаря их инженерному таланту и по-европейски рациональному подходу к делу.
Активно работы по разведке башкирских нефтяных месторождений начинаются в конце XIX века. На Башкирию обратила внимание фирма братьев Нобель, которая уже торговала керосином и занималась транспортировкой нефтепродуктов в Баку.
В Уфу, на разведку, братья Нобель отправляют своего геолога Андерсена. Положительный ответ о перспективности развития нефтяной отрасли приходит быстро. Предприимчивые братья, не желая иметь возможных конкурентов в случае удачных поисков, заключают договоры с выплатой солидных денежных сумм сельским общинам в обмен на запрет проводить на данных землях какие бы то ни было геологические изыскания.
Все объяснялось просто: открытие новых залежей нефти из-за конкуренции было нежелательно. Причем особым вниманием Нобеля пользовался район Туймазы, где позднее открыли богатое месторождение "черного золота" ...
В 1898 г. Товариществу братьев Нобель был отдан в аренду большой участок земли вдоль берега реки Белой ниже Софроновской пристани. Здесь были построены амбары, склады керосина, нефти и мазута, устроены пристани, причалы и стоянки судов, от станции Уфа проведена железнодорожная ветка. Торговля керосином в Уфе велась в основном в лавках Гостиного двора на Верхнеторговой площади.
В 1910 г. Товарищество братьев Нобель приняло в свою фирму купца Алексея Шитова, торговавшего керосином в гостином дворе. Был создан Торговый дом «Шитов и братья Нобель» А контора (по нынешнему - офис) находилась в самом центре Базарной площади. Когда мы стоим у Гостиного двора и смотрим на улицу Ленина, то по левую сторону видим тот самый дом - бывший торговый дом братьев Нобель.. Здание было построено в 1912 г. архитектором Константином Александровичем Гуськовым по заказу уфимского купца Иванова. В 1916 г. Товарищество братьев Нобель («Бранобель») приобрело этот дом для размещения главной конторы.
Но уже через два года представители братьев Нобель покинули Уфу, здание торгового дома на Верхнеторговой площади было законсервировано, а после национализации предприятия в 1924 г. перешло в ведомство Башпотребсоюза. Впоследствии оно использовалось как административное, складское торговое учреждение.
Здание является памятником истории и архитектуры начала XX века.
Уже более 100 лет по весне к территории основанных братьями Нобелями нефтяных складов, а позже - нефтяной базы №1 Главнефтеснаба, предшественника сегодняшнего «Башкирнефтепродукта», подбираются воды Белой. Но уже более века работа этого старейшего предприятия стабильна и от капризов природы не зависит.
Очерк 14. Черниковка
Черниковка - часть нашего города, которая обладает определенным шармом, выделяется архитектурой своего времени. Одновременно интеллигентная и пролетарская, она особенно привлекательна для творческих людей. Фотосессии возле сталинских домов даже местным напоминают кадры из Санкт-Петербурга.
Дорогая и любимая уфимцами Черниковка была нарисована женской рукой. Молодая девушка Рита закончила третью гимназию, ту самую, которая и сейчас находится на Советской площади, была активисткой и старостой. Поехала покорять Москву, закончила архитектурный. Распределили к западным границам Союза, но тут началась война. Видимо сама судьба загадала Маргариту Куприянову создать архитектурный ансамбль города Черниковска.
Черниковка была обычной деревней. В конце 19 века там проживало всего 56 человек. Особое внимание ей начинает уделяется с того момента, как по всему Советскому Союзу объявляют индустриализацию. Начинаются пятилетки. Активно развивается тяжелая промышленность: открываются месторождения, строятся заводы. В деревню Черниковка идет поток новых жителей. Резкий скачок этому дает строительство УМПО – моторостроительного предприятия и железных дорог. Черниковка становится рабочим поселком. Росла пролетарская коммуна и надо было где-то жить людям. Маргариту Куприянову назначают главным архитектором растущего города. На тот момент ей было 30 лет.
Восемь лет Маргарита Куприянова создавала облик города Черниковска. Под ее руководством была развернута масштабная работа по планировке и застройке огромного пустыря, ранее предназначенного для сельскохозяйственных работ. Строились целые улицы, протягивались коммуникации, в каждом дворе проектировались парки и скверы.
Обратите внимание, прогуливаясь сегодня по улочкам Орджоникидзевского района Уфы: каждый сквер украшает или фонтан, или фигура животного. А если пройти чуть дальше от Первомайской, то во дворе можно найти и скульптуру Серго Орджоникидзе. В те года так украшать дворы было знаком почета и уважения. За строительство кинотеатра «Победа» Маргарита Куприянова была награждена Почетной грамотой РСФСР. Позднее ей присвоили звание «Заслуженный строитель РСФСР», а в общей сложности она стала кавалером шести правительственных наград. Сильная и волевая она не боялась принимать решения без согласований. Так благодаря этому был засажен деревьями пустырь, который сегодня любимый черниковцами и всеми жителями Уфы - Парк Победы, построены почти одинаковые, как близнецы, восьмиэтажки. К началу строительства второй восьмиэтажки вышел закон «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Он и завершил эпоху сталинского ампира. Однако наследие этого уникального архитектурного периода продолжает радовать глаз горожан.
Приезжайте в Черниковку прогуляться просто так, не торопясь. Наслаждаясь красотой карнизов, восхитительной лепниной и милыми франзцузскими балкончиками.
Очерк 15. Габдулла Тукай в Уфе
Габдулла Тукай - татарский поэт и писатель. Он один из первых начал создавать произведения для детей на родном языке. Более 30 томов со стихами и переводами русских классиков на татарский язык - оставил нам в наследие великий татарский поэт. Благодаря его труду стихи Пушкина и Лермонтова звучат теперь и на татарском языке.
Сегодня наш рассказ о приезде Габдуллы Тукая в Уфу и его знакомстве с известным башкирским коллегой Мажитом Гафури.
Весной 1912 года 26-летний Габдулла Тукай приехал в Уфу. Его хорошо знали и любили здесь, поэтому новость быстро разлетелась по городу. А тем временем, Тукай, стараясь быть незамеченным, нанял извозчика на железнодорожном вокзале и поехал в центр города. Его удивило отсутствие трамвая. Пока ехал на вознице, ему казалось, что все внутренности вывернуты наизнанку из-за тряски. Первое место в Уфе, куда решил зайти Тукай был книжный магазин «Сабах». Магазин был расположен на пересечении улиц Александровской и Малой Казанской (современный адрес дома - улица Свердлова, 98, напротив ЦУМа). У приказчика Тукай поинтересовался, где можно остановиться, чтоб было недорого и уютно. Приказчик узнал Габдуллу Тукая, тепло встретил и предложил остаться в магазине.
Татарский поэт поселился в подсобном помещении, которое служило складом для книг. Тёплая и сухая комната очень понравилась Тукаю. Это было главным для человека, болевшего туберкулезом.
Уставшего с дороги поэта, работники «Сабаха» угостили чаем и оставили отдохнуть. Он прибрал комнатку как мог: из книжных ящиков сложил себе «столик», лежак. Но отдыхать долго не пришлось, один за другим приходили люди повидаться с самим Тукаем, каждый хотел выразить своё уважение и благодарность.
Действительно, Тукая здесь ждали с нетерпением, в том числе ждал его и Мажит Гафури. Узнав о том, что Тукай в Уфе, он отправился на его поиски, обошёл гостиницы города. Молва о том, что Тукай остановился в «Сабахе», уже разлетелась по Уфе и Гафури, наконец, нашёл его.
Собираясь достойно принять знаменитого гостя у себя дома, Гафури продал свое единственное пальто.
Но Тукай, понимая финансовое положение башкирского коллеги, не принял предложение, боясь стеснить семью.
Два поэта целыми днями беседовали о поэзии, о народе, о писательстве и стихосложении, коллегах и много ещё о чём. Гафури водил Тукая по самым красивым местам Уфы, они пили кумыс, ходили к высокому берегу Белой. Значительно позже, в 1986 году, художник Амир Арсланов напишет картину о встрече двух поэтов на том самом берегу.
Уфимские друзья организовали в честь приезда Габдуллы Тукая концерт башкирских народных песен в исполнении кураиста. «Такие песни, - писал он, - исполненные в настоящем башкирском духе и с башкирской задушевностью, я готов слушать всю жизнь».
Весна в тот год выдалась холодной, поэтому кумыса всё не было. Тукай, не дожидаясь начала кумысного сезона, решил уехать из Уфы в Петербург.
Столичный влажный климат ухудшил состояние здоровья Г. Тукая, надеясь на лечение кумысом, ему советуют ехать в Троицк. По пути в Троицк, он останавливается на несколько дней в Уфе, где снова живет в магазине "Сабах". В письме к своему другу Кабиру Бакиру Тукай пишет: «Кумыс продается только в одном месте, публика тут же выпивает его. Но все-таки мне удается достать одну-две бутылки». Он ежедневно бывает на излюбленном месте реки Белой, ходит любоваться с крутого берега за гладью воды и бескрайней зеленью лесов и полей.
К сожалению, побороть болезнь не получилось, она оказалась запущенной. В апреле 1913 года Тукай умер.
В 1920 году одна из улиц Уфы, недалеко от крутого берега Белой, была названа именем Тукая. Башкирия помнит своего именитого гостя и друга. По сей день с большой любовью и восхищением люди читают о жизни и творчестве великого татарского поэта, наслаждаются его проникновенными стихами.
Очерк 16. Коминтерн
Интернационал был организовал Марксом и Энгельсом во второй половине 19 века. Своей целью ученые ставили объединение рабочих всех стран. Первый интернационал проходил в Лондоне, а второй в Париже еще в 19 веке. И исторически сложилось так, что третий интернационал был организован Лениным в 1919 году в нашей стране и назывался он Коминтерн – Коммунистический интернационал.
Коммунистический интернационал, или сокращенно, между собой, участники событий начала 20 века называли коминтерн. Коминтерн – это международная организация, объединявшая коммунистов разных стран. Коминтерн был третьим интернационалом, организованным Лениным в нашей стране. Первый интернационал проходил в Лондоне, а второй в Париже еще в 19 веке. Его создателями были Маркс и Энгельс.
В 1941 году началась Великая Отечественная война и с европейской части Советского Союза организации эвакуируют в тыл, на Урал. Так и произошло с коминтерном и с 1941 по 43 года Уфа стала центром международного коммунистического движения. В исполнительный комитет Коминтерна входили видные политические деятели того времени: Георгий Димитров, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Пик, Долорес Ибаррури, Вальтер Ульбрихт и другие. Центром Коминтерна стал Дом пионеров на углу улиц Ленина и Революционной ( сейчас в нем находится Уфимский авиационный колледж).
В Уфе коминтерновцы развернули активную деятельность по организации антифашистского сопротивления. «Уфимцы приняли нас по-братски», - писала в воспоминаниях Д. Ибаррури. Она сожалела, что у руководителей Коминтерна не было возможности «близко познакомиться с местным населением», так как им приходилось много работать. Вместе с Д. Ибаррури в Уфе была и ее дочь Амайя. После ранения на фронте здесь же с матерью некоторое время находился ее сын Рубен. Отсюда из Уфы он направился в действующую армию под Сталинград, где героически погиб, защищая свою вторую Родину.
По инициативе болгарского коммуниста Георгия Димитрова между Исполкомом Коминтерна в Уфе и коммунистическими партиями захваченных фашистами государств Европы была установлена регулярная радиосвязь. Сама радиостанция располагалась в микрорайоне Глумилино, в здании бывшего Лесного техникума, но до настоящего времени она не сохранилась. В годы войны разведка немецких ВВС люфтваффе долетали до Уфы. Их задачей было уничтожить радиостанцию коминтерна.
Дополнительная станция находилась в д. Дмитриевка Уфимского района. Советские ученые и инженеры организуют для Коминтерна мощную радиотехнику с коротковолновыми передатчиками. На 5-м этаже Дома связи на улице Ленина велись передачи на 18 языках. Сегодня тут находится Уфимский почтамт. Уфимцы содействовали в подготовке аппаратуры, помогали вести передачи. В начале 1942 года в неделю выпускалось 162 передачи. Каждый диктор начинал свою речь с: “Говорит Москва!”, на самом деле эти слова звучали с пятого этажа здания Дома Связи нашего города.
В столице Башкирии готовились к печати и статьи для журнала «Коммунистический Интернационал». Известно, что в уфимской типографии «Октябрьский натиск» были отпечатаны номера этого журнала за последние месяцы 1941 года и за первые месяцы 1942 года. Обзоры статей двух номеров журнала были помещены в газете «Красная Башкирия». Среди авторов публикаций о юношеском коммунистическом движении значился, и один из руководителей Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) Михаил Вольф.
Для борьбы с фашизмом Коминтерном была создана секретная спецшкола в селе Кушнаренково в усадьбе Топориных. Там готовили разведчиков - диверсантов. Работа школы была рассекречена только в 2018 году. Известно, что курсантов забрасывали в захваченные фашистами территории. Многие из них, конечно, погибли.
Выпускники Кушнаренковской школы, лекции которым читали и руководители Коминтерна, после войны станут в первых рядах строителей новой жизни в своих странах. Среди них руководитель разведки ГДР Маркус Вольф и его представитель на Кубе в 1971-1974 годах Герберт Хенчке. В то же время в числе выпускников - двукратный обладатель кубка СССР по футболу Агустин Гомес, «нелегал»-испанский коммунист. А еще в числе выпускников школы - француженка Франсин Фромон, которая была схвачена и казнена гитлеровцами накануне освобождения Парижа. Её именем названы колледж и улица в Париже. Будущий депутат Национального собрания Чехословакии Рудольф Ветишка и будущий видный антисоветчик (но тогда еще верный ленинец) Вольфганг Леонгард.
Начальником спецшколы Коминтерна был Рубен Аврамов Леви (между собой звался «Михайлов»), ставший впоследствии министром культуры Народной Республики Болгария.
Коминтерн работал в Уфе до весны 1943 года, когда было принято решение о его роспуске.
Как же хранится память о Коминтерне и школе?
Некоторые из книг курсантов спецшколы до сих пор хранятся в библиотеке сельскохозяйственного колледжа Кушнаренково. На них сохранился круглый штамп «Библиотека Коминтерна», карандашные пометки, переводы слов, иностранные имена-подписи на формулярах. В краеведческом музее Кушнаренково есть раздел, посвящённый Коминтерну и спецшколе. К сожалению, музей интернациональной дружбы, который находился в Уфимском авиационном колледже, закрыт. Есть разделы в Музее боевой славы и в Музее связи в Главпочтамте. К сожалению, страницы славной истории нашей республики, связанный с деятельностью Коминтерна, ныне почти забыт.
Очерк 17. Мажит Гафури
Мажит Гафури - выдающийся поэт и писатель, общественный деятель, первый Народный поэт Башкортостана. С Уфой связаны лучшие годы его творчества, здесь он нашел свою любовь и создал семью, здесь самозабвенно служил своему народу.
Полное имя поэта Габдулмажит Нурганиевич Гафуров. Родился он 1 августа 1880 года в деревне Зилим-Каран Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (в наши дни это Гафурийский район Республики Башкортостан).
Его отец был учителем – хальфа - в родной деревне, поэтому грамоте своих детей обучил сам. Мажит был пятым ребенком в семье, ему легко давалась учеба, поэтому он быстро освоил программу начальной школы и помогал отцу учить других детей. Отец Нургани отправил сына продолжить обучение в медресе в соседнюю деревню Утяшево. Но, когда Мажиту исполнилось 13 лет, один за другим умирают его родители, и с этого возраста начинается взрослая самостоятельная жизнь, когда приходится самому заботится о себе. Из-за нехватки денег Мажит не смог поступить в медресе Гусмания в Уфе. Чтоб собрать средства на учебу, он работает учителем в родной деревне, летом нанимается разнорабочим на строительство чугунолитейного завода. Некоторые биографы предполагают, что школьный учитель Мажита предложил ему пойти учиться в медресе Расулия в городе Троицк Оренбургской губернии. В 18 лет молодой учитель пешком добирается до города Троицк. Здесь он поступает, заселяется в общежитие, и одновременно с учебой работает, чтобы была возможность учиться. Мажит Гафури переписывает книги для богатых шакирдов-студентов, прислуживает им, летом работает в поле. Позже обо всем он напишет в повести "На золотых приисках поэта".
Среди шакирдов медресе Мажит отличался быстрым умом и метким словом. На любое событие мог сочинить эпирамму, баит, такмак (короткие стихи в духе народного фольклора). В сатирическом ключе пишет свое первое стихотворение "Шакирдам ишана", которое вызвало ни много, ни мало настоящий переполох в медресе. Мажит много занимался самостоятельно и в стихотворении высмеял систему образования медресе. Кто-то тихо поддерживая молодого поэта переписывал и хранил у себя стих, а несколько ребят собрались и побили автора. Ишан – один из руководителей, после этого запретил Мажиту проживание в общежитии медресе.
В 23 года во время преподавания в казахских степях, Гафури пишет первую повесть "Жизнь, прошедшая в нищете". Это стало новым явлением в литературе, потому что появился новый герой в произведении - деревенский бедняк. Причиной страшной бедности людей автор считал их неграмотность. Он думал, если просветить народ, то жизнь изменится к лучшему. На следующий год была написана новая поэма "Сибирская железная дорога, или положение нации", тоже посвящена идеям просветительства.
Осенью 1905 года Мажит Гафури уехал из Троицка в Казань и поступил учиться в медресе "Мухаммадия". Здесь поэт оказывается в гуще революционных событий: участвует в митингах, демонстрациях, забастовках, распространяет листовки, прокламации. Гафури печатается в передовой газете "Казанский вестник", знакомится с татарскими большевиками и литераторами. Время вдохновляет молодого поэта на сочинение острых политических стихов "Стихи радости", "Перемена", "Богач", " Настало время", "Открылась первая дума" и другие. Политическая активность Мажита Гафури не прошла мимо внимания властей, за ним был установлен надзор полиции. Он скрывается в казахских степях и к осени приезжает в Уфу, чтобы остаться здесь уже навсегда. Поэт поступает в медресе "Галия" и успешно завершает учебу в 1909 году.
После переезда в Уфу М. Гафури большое внимание уделяет изучению народного творчества. В 1910 году он записал и подготовил к печати эпос "Заятуляк и Хыухылыу". Первым из башкирских и татарских поэтов Гафури начал писать басни, которые очень быстро стали популярны в народе. Все творчество поэта пронизано болью за беспощадное угнетение народа, в стихах и прозе звучит протест против неравенства и несправедливости. За это его книги часто подвергались гонениям, так же, как и он сам. В Казани, Оренбурге, Троицке были конфискованы новые сборники стихов, повестей. Это повесть "Бедняки", "Женщина- татарка", "Забытое преступление", стихотворения "Богач и работник", "У богачей", "Нищий" и другие.
Совершенно новая творческая жизнь началась у признанного народом поэта после Октябрьской революции, которую он встретил с большим вдохновением. Главным героем его произведений становится человек, поднявшийся от батрака до рабочего - созидателя. Много сил М. Гафури отдал созданию и развитию национальной периодической печати молодой республики – это газеты «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня».
Часто Мажит Гафури приходил к склону реки Агидели, чуть ниже, где сегодня находится памятник Салавату Юлаеву. И там, сидя на камне, любовался природой, записывал стихи. Этот сюжет сохранен в картине Валерия Балдина. К началу 1930-х годов первый народный поэт создал свои известные произведения "Черноликие", "Ступени жизни", пьеса Красная звезда ", либретто для оперы "Рабочий".
В июне 1923 года Мажиту Гафури было присвоено звание Народного поэта БАССР. Правительство республики подарило поэту дом, расположенный сегодня по адресу Гоголя 28. Через 18 лет после смерти Мажита Гафури здесь открыли дом-музей, который и сегодня принимает посетителей.
В 1934 году Мажит Гафури умер от туберкулеза. Похоронили поэта в уфимском парке имени Ленина, больше знакомый нам под именем Александра Матросова.
По произведениям Мажита Гафури можно изучать историю башкирского народа, его обычаи, нравы. Некоторые его стихи созвучны нашему времени, как будто написаны сегодня. Поэтому его творчество ценно и дорого для потомков. Есть также Дом-музей и в Зилим-Каране, в родной деревне поэта. Перед зданием Башкирского академического театра драмы, названный именем Мажита Гафури установлен также памятник. И, конечно, любимым местом отдыха уфимцев является парк культуры и отдыха имени Мажита Гафури.
Очерк 18. Марьям Тимербулатовна Султанова
В конце 19 века в уфимском обществе, также, как и по всей России, идет борьба между консервативными идеями и прогрессивными. Это касается всех сфер жизни, в том числе и образования. В 1906 году в Уфе создается дамское мусульманское благотворительное общество. Основали его жены и дочери дворян, купцов и заводчиков. Через два года после открытия общество возглавила Марьям Султанова. Главная их цель была – помогать мусульманским учебным заведениям.
Марьям Султанова была дочерью почетного гражданина Уфы Тимербулата Курамшевича Акчурина, владевшего крупнейшими суконными фабриками не только в Башкирии, но и по всему Поволжью. Марьям закончила Казанскую гимназию и была от природы умной и одаренной девушкой, знала турецкий язык, совершила хадж и мечтала заниматься просветительской деятельностью. Когда Марьям выходила замуж, Тимербулат Акчурин в качестве приданого подарил дочери дом, который сегодня находится на Новомостовой 1.
Мужем Марьям стал старший сын муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания – Арслан-Али Султанов тоже был человеком прогрессивных взглядов и не имея детей, они посвятили свои жизни обучению детей-сирот.
Супруги принимают решение открыть в своем доме бесплатную школу для девочек из башкирских и татарских семей. Учителей Марьям Тимербулатовна приглашает за свой счет. После смерти мужа, в этом же месте Марьям Султанова принимает решение открыть дом-приют для брошенных на улице девочек. В доме вмещалось до 20 человек и Марьям Султанова жила вместе с ними. Все девочки получили образование и самое главное, Марьям Султанова всех девочек пристраивала на работу. Благодаря этому девушки избежали уличной нищенской жизни.
Уфимский краевед Флюра Ахмерова в своей книге «Страницы памяти» пишет, что Марьям старалась помочь девочкам осознать, что можно бороться за свое будущее и выжить.
Дамское общество приглядывало не только за девочками, но и оказывало помощь приюту престарелых мужчин и оплачивало обучение в мужской гимназии мальчикам-магометанам из малоимущих семей. Так за 25 лет Уфимскую мужскую гимназию окончили 12 юношей из 373 учащихся.
Уфимское дамское общество просуществовало до 1919 года, когда на партийной конференции запретили женские союзы. Сама Марьям Султанова после смерти мужа прожила еще 20 лет и умерла в 1928 году в Москве.
Очерк 19. Зия Камали - основатель духовного университета
Недавно из глубин памяти истории возвращено имя нашего выдающегося земляка - Зия Камали. Он был основателем и руководителем известного медресе «Галия». Если вспомнить только этот факт из его жизни, мы сразу поймем масштаб личности Парвазетдина Камалетдинова.
В Уфе в заброшенном состоянии, но все же сохранился дом, где жил Зия Камали на улице Гафури дом 89, напротив Перинатального центра. Здание медресе «Галия» на улице Чернышевского, 5 и сегодня служит людям. Там работает Исламский университет.
Зия Камали – это псевдоним Парвазетдина Камалетдинова. Он родился 8 декабря 1873 года в деревне Кляш Кара-Якуповской волости Уфимской губернии (сегодня это деревня Кляшево в Чишминском районе) в бедной крестьянской семье. Отец Ямалетдин старался обучить грамоте всех детей, зимой сам на руках носил в школу старшего - Парвазетдина, укутав в суконное полотно. Мальчик с большим интересом учился, быстро освоил арабский язык и даже стал помогать другим ребятам. Стремление сына к знаниям отец поддержал и отправил учиться дальше в Уфу, в медресе «Гусмания». Отцовских средств для обучения не хватало, Парвазетдин еще и работал. В «Гусмание» Парвазетдин познакомился с Мажитом Гафури.
По итогам успешного окончания медресе попечители предложили Камалетдинову поехать учиться в Стамбул, где он год изучал математику и естественные науки, а в 1899 года продолжил образование в Каирском университете «Аль-Азхар».
Ректор университета Мухаммед Абду, видный религиозный деятель и просветитель, лидер национально-освободительного движения оказал огромное влияние на мировоззрение талантливого студента. Под влиянием своего учителя Парвазетдин решил посвятить себя науке и просвещению, сменил свое имя на Зия, которое означает “свет веры”. За годы учебы в Каире Зия стал убежденным сторонником просветительства и обновления ислама. В этом он видел возможность искоренения отсталости и бедности своего народа. Желая служить ему, Зия Камали возвращается на родину, хотя его наставник Мухаммед Абду советовал продолжить образование в Сорбонне.
На рубеже XIX-XX веков в России среди мусульман развернулось просветительское движение джадидизм, сторонники которого выступали за обучение грамоте детей по новому методу, за развитие науки и культуры, за издание газет на родном языке, за равноправие женщин. Именно в такое время Зия Камали начинает свою педагогическую и общественную деятельность в Уфе. Сначала работает в медресе "Гусмания", где сам учился, и уже в 1906 году молодой реформатор основывает медресе "Галия", ставшее первым высшим учебным заведением мусульман России. Здесь шакирды изучали ислам, математику, физику, химию, историю, географию, татарский язык и литературу, русский язык, педагогику, гигиену. В 1908 году Зия Камали был назначен имамом Второй соборной мечети Уфы и стал руководителем медресе уже официально.
В медресе «Галия» царила демократичная, творческая атмосфера - работали разные кружки, студенты занимались музыкой, литературой, выпускали рукописные журналы. Была создана великолепная библиотека, выписывались периодические издания. Лекции читали лучшие специалисты своего времени. Среди них были Галимжан Ибрагимов, Ахмет-Заки Валиди, Фатима Девлеткильдеева - первая мусульманская женщина-преподаватель, и другие. Медресе прослужило делу просвещения мусульман России до 1919 года.
Благодаря стараниям Зии Камали учителя начальных классов повышали квалификацию на ежегодных курсах. К 1915 году он создал первое женское медресе «Анасия».
Таков краткий и далеко не полный перечень деятельности Зии Камали на поприще просвещения. Огромную работу реформатор провел и в теоретическом обосновании идей демократизации ислама. Перу Зии Камали принадлежат четырехтомный труд «Философия ислама» (1909 г.), «Справедливость Аллаха» (1911 г.), «Религиозное устроение» (1913 г.). Он первым перевел Коран на татарский язык, но из-за сопротивления сторонников консервативного духовенства книга, к сожалению, осталась не изданной.
При Советской власти Зия Камали всеми силами старался сохранить духовные традиции мусульман. Но в 1936 году он был арестован и осужден по 58 статье на семь лет. В ходе расследований и многочисленных транспортировок он заболел и погиб в Самарской тюрьме.
Реабилитирован в 1956 году.
Очерк 20. Юрий Ракша
Уфу многие считают музыкальной столицей. Но наш город - малая родина целой плеяды выдающихся творческих людей, среди которых и писатели, и мастера балета, и художники. Сегодня наш рассказ о Юрии Ракше – художнике, которым может гордиться не только Башкортостан, но и вся Россия.
Когда родился мальчик Юра, страна была в сильном экономическом упадке. С семьей они жили в бараке, в селе Черниковское, которое только-только вошло в состав Уфы. Юре было 4 года, когда началась война, поэтому детство запомнились ему тем, что всегда очень хотелось есть. Чувство голода покидало только тогда, когда он рассматривал книгу с картинками и фотографиями о войне, а на ее полях рисовал свои сражения. В детстве Юра посещал кружок по изобразительному искусству во дворце культуры имени Калинина. Там первые уроки он получил у замечательного педагога Геннадия Васильевича Огородова, в последующем заслуженного художника БАССР, участника Великой Отечественной войны. Будучи подростком, мальчик коллекционировал репродукции картин художников, печатавшихся в журнале «Огонек». После окончания восьмого класса, в 1954 году Юра поехал в Москву, в художественную школу имени Сурикова. Экзамены к этому времени, к сожалению, уже прошли. Но по счастливой случайности, экзаменаторам попали в руки рисунки Юры, он был принят в школу, а впоследствии стал одним из лучших ее учеников и закончил обучение с серебряной медалью.
После школы талантливый художник становится студентом Института кинематографии и получает приглашение на работу в киностудию «Мосфильм». С его участием создается особая атмосфера и лучшее отражение времени и замысла фильмов «Время, вперёд!» Михаила Швейцера, «Главный свидетель» Аиды Манасаровой, «Нежданный гость» Владимира Монахова. А фильм «Дерсу Узала» японского режиссера Акира Куросава, где Ракша выступил в роли художника-постановщика, был удостоен премии «Оскар». Юрию очень понравилось работать в тандеме с японским режиссером. Вот что он писал о работе над этими фильмами: «Мне дважды посчастливилось узнать, какое это счастье – чувствовать себя одним из авторов фильма. Никакими словами этого не выразишь, это надо пережить, познать в работе… Каким-то чудом все сходится вместе: драматургия, для которой, оказывается, ты и был рожден, полное взаимопонимание с режиссером, который становится как бы твоим двойником, единовидение с оператором. Так было у меня на «Восхождении» и на «Дерсу Узала».
Работая в кино, Ракша продолжал заниматься художественным творчеством. Он пишет сложные графические произведения с изображением природы. Детская боль ребенка, выросшего в войну, отражается в картинах «Тыл», незаконченном полотне «Крест за картошку». Героиней значительной части картин становится его супруга, муза и вдохновительница – Ирина Ракша.
Сегодня часть картин Юрия Ракши находится в коллекции Третьяковской галереи, многие работы стали достоянием музеев мира. Это полотна «Моя мама», «Современники», «Рождённым жить», «И поёт мне в землянке гармонь…», триптих «Кино», триптих «Поле Куликово» и многие другие. В родной Уфе, в художественном музее имени Нестерова хранится 174 произведения Юрия Ракши, 160 из которых подарила, уже став вдовой, Ирина Ракша. Здесь представлены картины разных лет, которые раскрывают всю мощь и разносторонность таланта нашего земляка, его любовь к Отчизне, к людям.
Юрий Ракша очень много работал в кино, иллюстрировал книги, делал диафильмы. Любая работа была для него творческой, ей он отдавал свой талант и душу.
Работа над триптихом «Поле Куликово» оказалась последней. В трех полотнах художник передал силу единства Руси и духовной целостности русского народа.
К сожалению, жизнь Юрия Михайловича оборвалась в расцвете творческих сил – 1 сентября 1980 года.
Очерк 21. Апполоний Зирах. Уфа в объективе.
Что такое фотография сегодня, когда мы не ведем им счет? А всего еще 100 лет назад ценность создания фотохроники имела иное значение. Английский изобретатель Фокс Талбот представил всему миру свое изобретение – фотоаппарат в 1839 году. И уже на рубеже 19 и 20 веков в Уфе фотографией занимаются не только профессионалы, но и любители этого новомодного искусства.
Первым фотографом Уфы считается Аполоний Зирах, оставивший уфимцам уникальную коллекцию городских пейзажей и сюжетов.
Аполлоний Зирах родился в Бузулуке Самарской губернии. Уже в зрелом возрасте, в 41 год, по неизвестным причинам он переезжает в Уфу. С супругой они прожили здесь почти четверть века. Жили в разных местах, но в архивах сохранился один из их адресов: Малая Ильинская 17 (на пересечении Пушкина и проспекта Салавата Юлаева).
Работал Аполоний Зирах в страховом отделе Земской управы. Сегодня это здание со шпилем многим знакомо – стоит оно на пересечении улиц Заки Валиди и Цюрупы – бывший завод Уфимкабель. Когда Зираху исполняется 53 года он приходит в мир фотографии и делает первые кадры дореволюционной Уфы.
С этого момента начинается уфимский фотоархив. Яркий пример того, когда хобби одного человека стало уникальным наследием целого города.
Увлечение было не из дешевых. К тому же Зираху фотография не приносила прибыли. Аппаратуру и все расходные материалы он приобретал на свои сбережения. Коробка с 12 фотокассетами стоила полтора рубля - очень солидные деньги по тем временам. Сравните: буханка черного хлеба (450 грамм) стоила в те годы в Уфе полторы копейки, а белого – 5 копеек. Сборы на фотосъемку напоминали сборы в поход: с собой носили треногу, коробку с кассетами и саму объемную фотокамеру.
В отличие от большинства съемок того времени, которые проходили в ателье и были портретными, Зирах снимал обычную жизнь города. На одной фотографии ребятня бежит по мощеной Большой Ильинской, на другой - крестьяне, наряженные к празднику. Крестные ходы, пожары, разливы рек, базар, мальчишки на улице - все это захватывало внимание увлеченного фотохудожика. В 1912 году Аполоний Зирах получил приз на одной из фотовыставок за высокохудожественную съемку.
Начало 20 века – период смены политических эпох. В это время Зирахом заинтересовалась жандармерия. В сохранившихся жандармских документах он упоминается как член партии социал-революционеров, который занимался распространением листовок и прокламаций. В начале 20 века работников уголовно-сыскной полиции называли филёрами, по-нашему - сыщики. Эти самые филёры следили и за Зирахом. Остались записи в архиве: ««Новая» в 6 часов 30 минут дня была встречена на Центральной улице, идущей по направлению от дома и прошла в дом Осипова по Телеграфной улице во двор, во второй флигель налево в парадный вход, где проживает Аполон Александрович Зирах и тут наблюдением была оставлена». «Новой» в документах называют участницу социал-демократического кружка Марию Мальцеву, которая через улицу Цюрупа зашла в дом к Зираху.
Сохранился уникальный кадр, сделанный нашим фотолетописцем 1 мая 1918 года. Каждый третий уфимец в этот день вышел на демонстрацию – несколько тысяч человек! Ради этого кадра Аполон Зирах поднимается на крышу Аксаковского народного дома.
За четверть века Аполоний Зирах сделал почти 5 тысяч кадров, оформленных в 4 альбома. Перед смертью он завещал часть из них уфимскому музею, что-то было передано частным лица. Часть этих фотографий, к сожалению, утрачена по разным причинам, но то, что сохранено, сейчас оцифровано. Эти уникальные снимки можно найти в социальных сетях и интернете.
Завершая историю про сохраненные фотокадры Уфы, хочется упомянуть, что в Уфу приезжал Сергей Михайлович Прокудин-Горский – химик, ученик Дмитрия Ивановича Менделеева, изобретатель, член Русского фотографического общества. Памятным его приезд стал потому, что он сделал первые 10 цветных кадров нашего города. Это произошло в 1910 году.
К началу революции в Уфе насчитывалось 10 фотоателье, все больше находилось любителей, желающих запечатлеть кадры жизни и сохранить их на бумаге.
Очерк 22. Врачевание
Медицина в наше время одна из прогрессивных наук. С каждым годом все больше проводится исследований и совершается открытий, появляются новые междисциплинарные науки. А как же дело обстояло сто или даже двести лет назад? О работе столичных врачей и знахарей мы еще могли читать в произведениях классиков. А что происходило в небольшом губернском городке на Южном Урале? Постараемся сегодня немного приоткрыть эту историческую завесу.
Доподлинно не известно, кто был первым доктором в нашем городе. Самые ранние сведения о врачах содержит «Семейная хроника» Сергея Аксакова. В ней упоминаются имена докторов Авенариуса и Зандена, акушера Клоусса. В архивах 1791 года сохранилась запись о том, что городским лекарем был врач Осташин. Всего указано, что в городе было три врача. В начале 19 века их стало уже четыре, а к середине 19 века - девять. Работало три медицинских учреждения: больница на 80 коек, богадельня на 80 мест и дом умалишенных. Для города с населением в сорок тысяч человек этого, конечно, было катастрофически не достаточно.
Более доступной для обычных горожан медицина становится после Указа Александра Второго об учреждении земств, в том числе земской медицины. Говоря сегодняшним языком, было введено местное самоуправление. Тогда же был введен участковый принцип обслуживания населения, работающий и в наше время. Впервые беднейшая часть населения получила право лечиться бесплатно. Через год после приказа императора в Уфе насчитывалось уже 28 человек медперсонала: три врача, четыре акушерки, двенадцать фельдшеров и девять оспопрививателей.
В больнице умалишенных главным врачом становится опытный врач-психиатр Сергей Сухов. При нем строится пять новых корпусов с водопроводом, канализацией и специальным оборудованием. В этот период уфимская психиатрическая лечебница считалась одной из лучших в стране.
В четырех уездах открываются фельдшерские и акушерские пункты. Впервые вводится сестринское дело. По губернии работают фельдшеры с «разъездным» ящиком, в котором находились наиболее востребованные лекарства. Фельдшер выезжал в поселение. Жители собирались в одном доме и там на скорую руку фельдшер проводил осмотр, делал назначения, выдавал лекарства.
Примерно в это же время в Уфе учреждается общество Красного Креста, куда входит около 100 человек. С открытием Самарозлатоустовской железной дороги в Уфимской губернии возрастает популярность кумысного и санаторно-курортного лечения.
Популярность кумысолечебниц была вызвана одной из самых распространенных болезней того времени - туберкулезом. Это заболевание стало настоящей напастью 19 века и считалось практически неизлечимым. От туберкулеза в довольно молодом возрасте умерли известные писатели Габдулла Тукай, Мажит Гафури, Антон Чехов. Какое-то время чахотка считалась наследственной болезнью, небезосновательно предполагалось, что в России ее можно вылечить или кумысом, или климатом Крыма. Башкирский кумыс был более доступен жителям близлежащих регионов, чем целебный морской воздух. Этим объясняется появление кумысобечебниц, куда ехали за исцелением от чахотки больные со всей страны.
Чем же еще болели уфимцы и жители губернии тех лет? Чаще всего отмечены в архивах венерические заболевания, случались эпидемии тифа и холеры. В 1889 году в Уфе была вспышка брюшного и сыпного тифа. За несоблюдение санитарных норм жильцы штрафовались. Была создана специальная комиссия, которая осматривала дворы и общественные места.
Тем не менее, медицинское обслуживание и лечение было еще на очень низком уровне. На рубеже 19 и 20 веков медперсонала катастрофически не хватало. На селе преобладала народная медицина. Одна акушерка при родах могла помочь лишь троим из ста. Следует отметить, что у людей того времени преобладало религиозное сознание и смерть считалась божьей волей.
Однако в начале 20 века медицина Уфы начинает стремительно развиваться. Один из крупнейших меценатов – Федор Чижов дарит городу три собственных здания под городскую больницу на 30 коек. Больница располагает каретой скорой помощи. Открывается глазная и инфекционная больницы, противотуберкулезный диспансер и фельдшерско-акушерская школа. Так в Уфе появляется 12 больниц, а у населения увеличиваются шансы на более здоровую и продолжительную жизнь.
Пройдет еще много времени, пока медицинское обслуживание в нашем городе дойдет то того уровня, к которому привыкли мы - современные жители. У этого пути есть имена и даты. По-настоящему преданные своему делу врачи, администраторы, меценаты прокладывали его бескорыстным служением, зачастую самоотверженностью. Год за годом увеличивалось и количество медицинской помощи, и его качество. Люди постепенно стали привыкать, к тому, что научные открытия на службе лекарского искусства могут продлить их жизнь и укрепить здоровье.