Романс
Романс
Романс
Победители

конкурса видеороликов

Рерих
Стольный град Уфа

литературный конкурс

Художник, воин, гражданин
Художник, воин, гражданин

художественная экспозиция

Дворовая Лига 2024
Дворовая Лига 2024

Хоккейный турнир

Песня
“Русская песня”

Десятый юбилейный открытый городской фестиваль

Молодежный форум
Молодежный форум

«Ценности нашего поколения:взгляд из будущего России»

Об Уфе
Расскажи об Уфе на родном языке

проект

Единство
“Единство через культуру”

Фестиваль русской культуры для иностранных студентов

СтраницыИстории
Страницы истории

Цикл аудио-рассказов о городе Уфа,
его истории, архитектуре,
выдающихся людях, знаковых событиях

previous arrow
next arrow

.

Проект «Страницы истории». Очерки

Сборник очерков в текстовом и аудиоформате.

 

o1

Очерк 1. Царские грамоты

Середина шестнадцатого века. Царь Иван Васильевич Грозный расширяет территорию государства, захватив штурмом Казань и земли Казанского ханства.

Можно было идти дальше и завоевывать земли башкир. Но царь поступил иначе: повернул войска к Москве, а башкирам велел разослать специальные грамоты, чтобы сами шли к государю. В документе были щедро обещаны мир и спокойствие, сохранение старых обычаев и местной религии, устранение ханского произвола и лишь небольшой ясак.

Грозный, но мудрый царь стремился мирными средствами добиваться присоединения других народов к России там, где это было возможным. Его желание закрепиться на Уральских землях совпало с надеждой самого местного народа на мирную жизнь. Башкирия на тот момент была не единым целым, а поделена между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Народ страдал и от нападений кочевников, и от угнетения богатыми феодалами и баями – ханами и мурзами.

Из летописей и родословных башкирских племен следует, что на народных собраниях – йыйынах – сами башкиры в большинстве решились на важный шаг – просить Белого царя Ивана Васильевича о защите своих земель.

Не все башкирские рода сразу приняли русское подданство. Поэтому царские грамоты с прописанными условиями были жалованы не всем, а каждому согласному роду или племени в отдельности.

Башкиры обязались платить ясак тем, чем богаты их земли: пушниной и медом. Могли платить деньгами или служить в войсках.

Со своей стороны, башкиры также выдвинули несколько условий. Признание вотчинного права на уже занимаемые земли и возвращение земель, отобранных татарскими и ногайскими феодалами.

В процессе присоединения башкирских племен к России встал вопрос о местном представительстве - военной русской крепости: для сбора дани, для защиты от кочевников и в качестве форпоста для дальнейшего продвижения в Сибирь.

Было найдено выгодное географическое и стратегическим положение. Здесь и ранее традиционно проводили народные собрания сами башкиры. Холмистая местность при слиянии сразу четырех рек: сумрачной Уфимки, светлой Белой Воложки (ныне Белая) и еще двух рек, которых сегодня почти не видно.

Одна из них - бурливая Сутолока, довольно многоводная в то время, вторая - Ногайка. Последняя начиналась на пересечении современных улиц Цюрупы и Октябрьской революции и протекала в сторону Белой. Сейчас на всем протяжении она закована в трубы и невидима.

Вокруг выбранной возвышенности были богатые зверем и строительным дубом леса, реки изобиловали рыбой. Изгибы Белой создавали естественное препятствие для сухопутных кочевников-степняков, Сутолока защищала с востока, а с юго-запада высился крутой подъем Случевской горы (ранее ее называли Шугуровская).

Именно здесь, на исторической возвышенности - месте первой крепости – Уфимского Кремля – спустя четыреста лет был возведен Монумент Дружбы как символ добровольного присоединения башкир к Российскому царству, символ дружбы и согласия между двумя народами.

o2

Очерк 2. Первая крепость

Всё с чего-то начинается. Так и история города-миллионника, столицы Республики Башкортостан началась с небольшого города-крепости.

Добровольный характер присоединения башкирского народа к России не вызывал надобности немедленного строительства крепостей и городов с присутствием военных. Но России важно было обосноваться на этой земле для усиления влияния и прекращения притязаний сибирских и ногайских феодалов и для снижения недовольства еще не присоединившихся племен. Башкирам была важна защита от набегов и удобство платить ясак рядом, а не отвозить, рискуя в дороге, в Казань.

Итак, в начале июня 1574 года, в православный праздник Пресвятой Троицы на берег реки Белой Волошки рядом с местом, где в нее впадает река Сутолока, высадился отряд московских стрельцов под руководством выборного дворянина, воеводы Ивана Григорьевича Нагого и сопровождающего его боярского сына Константина Голубцова.

Добирались до места стрельцы по воде: сначала по Москве-реке до Камы, затем - по Белой. При высадке на берег была срублена «в един день» деревянная церковь имени Святой Троицы.

Поселение, возведенное стрельцами на горе, где сейчас возвышается Монумент Дружбы, называли вначале и как саму гору – Туратау, то есть гора-крепость, и Имэнкала – «Дубовая крепость», так как стены ее строили из дубовых бревен. Вскоре после основания кремля стало встречаться и нынешнее наименование города - Уфа.

Первая уфимская крепость занимала чуть больше гектара земли, а общая длина всех стен составляла всего 440 метров. Городские стены были сооружены из поставленных вертикально огромных стволов деревьев. Для острожных стен выбирали семиметровые дубовые бревна, вкапывали их в землю так, что стена получалась пять метров высотой.

Крепость представляла собой ломаный четырехугольник. В укрепления входили три башни. Две из них – Никольская и Михайловская – были проезжими, свои названия они получили от икон, помещенных над находящимися в них воротами. Третья башня, поменьше – сторожевая Наугольная – обеспечивала обзор со стороны северо-востока и Сибирской дороги, чтобы неприятель не подошел к городу незамеченным.

Проезжие башни находились друг напротив друга, на узких сторонах городских стен. В северной Михайловской башне находился прямой проезд. Ворота южной Никольской башни имели особое строение – внутренний изгиб как препятствие для проникновения в город врагов. Они были пешеходными и выходили к Сутолоке, поэтому иногда их так и называли – Сутолоцкие.

Вскоре после начала возведения Уфимского кремля в нем была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. На территории поселения располагались воеводский дом, приказная изба, тюрьма, хлебные склады, пороховые погреба, а также другие казенные и церковные строения.

Стоит отметить, что существует несколько мнений относительно даты основания города Уфы.

Статус города Уфа получила в 1586 году и с этого времени начинает упоминаться в официальных документах. Новый виток развития город получил при Михаиле Нагом, который был назначен в Уфу городовым воеводой. Но как военную крепость, как Кремль, Уфу построили в 1574 году. Этот год мы и считаем датой основания нашей столицы.

 

o3

Очерк 3. Невидимая река

История города неразрывно связана с пятью реками: Белой, Уфой, Демой, Шугуровкой и Сутолокой.

Самая короткая, но исторически важная – река Сутолока. Это правый приток Белой, длиной не более десяти километров.

Поверьте, каждый, кто бывал в Уфе, с ней заочно знаком. Именно по Сутолоцкому оврагу проходит основная часть транспортной артерии города – Проспекта Салавата Юлаева. Если вы хотите увидеть саму реку, то она открыто течет близ устья, в частном секторе недалеко от Монумента Дружбы народов и старинной Покровской церкви. Почти на всем остальном протяжении Сутолока канализирована, заключена в бетонный коллектор, засыпана и заасфальтирована.

Исток Сутолоки находился на месте, где раньше стремились в небо радиовышки и стояло старое здание Лесного техникума. Сегодня это район ТРЦ Планета и нового жилого комплекса. На картах 1939 года начало реки отмечено у просёлочной дороги, где вскоре будет улица Полтавская (с 1972 года - улица 50 лет СССР) и сороковой завод. Сейчас Сутолока берет начало у ельника под холмом, на котором стоит театр «Нур».

Ширина Сутолоки в наши дни 1-2 метра, глубина 20-40 сантиметров, длина около 6 километров. А еще в прошлом столетии она имела длину больше 8 километров, глубиной около 1 метра и от 1,5 до 5 метров в ширину. В овраг спускаются 24 улицы: с правого берега 17, с левого – 7.

Именно Сутолока создавала изначальный вид города и своеобразную сеть улиц. При взгляде на карту Уфы легко заметить стихийное расположение дорог вблизи исторического кремля в районе Монумента Дружбы и стройную геометрию улиц в районе Гостиного двора.

Эта небольшая река играла важную роль в образовании города: протекая с севера на юг, она защищала укрепление с востока. Южная башня кремля, выходившая на реку, носила название Никольская по имени иконы святого, расположенной в ней, или чаще - Сутолоцкая.

Пишут, что раньше по реке сплавляли лес, на ней стояла водяная мельница, в самой реке водились форель и хариус. Заметим, что последняя водится только в самых чистых реках. И неудивительно: река наполнялась водами многочисленных родников.

Тихая гавань в устье Сутолоки была не только местом разгрузки/погрузки судов. Здесь же рядом на площади бойко шла торговля. Садки с уловом осетра, стерляди, судака, пойманных уже в Белой, продавцы держали в чистых водах притока.

Позже речка полностью оказалась в черте города, глубоким оврагом деля его поперек. Изменялись очертания столицы и сейчас ее русло расположено вдоль основных, самых длинных магистралей.

Считается, что название реки произошло от финно-угорских слов «су» и «колока», что означает «толочь воду». Примерно о том же говорит перевод с ногайско-татарских слов «су» и «тилак» - бешеная вода. По другой версии, название связано с произрастающей по берегам вербой. По весне Сутолока всегда показывает свой независимый характер.

Сегодня мы не воспринимаем ее как реку. Кто-то называет ручьем, а кто-то и вовсе дает обидные прозвища из-за запаха сточных вод и мусора, которыми мы же и позволяем ее загрязнять. Но это уже не про реку, а про нас…

Конечно, Сутолока уступила свое историческое место, оставшись рекой только лишь в документах и сохранившихся воспоминаниях. А ведь когда-то небольшая, но живая и чистая речка охраняла наш город от нашествий и пожаров, кормила рыбой, снабжала питьевой водой, была источником жизни и украшением нашей зарождающейся столицы…

 

 

o4

Очерк 5. Всадник, взмывающий в небо

 Салават Юлаев – национальный герой Башкортостана, талантливый поэт и воин, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 годов, сподвижник Емельяна Пугачева.

Знаменитый памятник великому башкирскому сыну – один из главных символов города Уфа, его визитная карточка. Изображение памятника – центральная часть герба Республики Башкортостан. На фоне восходящего солнца Салават призывает принять важное решение и ведет за собой.

«У нас в сердцах нет злобы против русских. У нас один государь и одни враги. И тот наш враг, кто между нами сеет раздоры, кто русских поднимает на башкир, а башкир на русских. С одним царем во главе, под одним знаменем нам вместе идти против общих злодеев: русских и башкирских воров, кто друг на друга народы хочет поднять», - взывал Салават Юлаев в одноименном историческом произведении Степана Злобина.

Образ Салавата Юлаева – это символ дружбы народов, их объединения на землях Башкирии, символ боевого братства народов России в борьбе за справедливость.

Впоследствии еще один наш национальный герой - генерал Минигали Шаймуратов, командир легендарной 112-й кавалерийской дивизии в годы Великой Отечественной войны поднимал в атаку бойцов со словами: «Потомки Салавата отступать не умеют!»

В те же военные годы в селе Стерлибашево Республики Башкортостан в эвакуации находился скульптор Сосланбек Дафаевич Тавасиев, в будущем - народный художник Северно-Осетинской и Башкирской АССР. Скульптор глубоко проникся личностью и подвигами Салавата Юлаева, тогда и возник замысел памятника народному герою. Несмотря на множество других значимых произведений, работа над памятником Салавату Юлаеву стала делом жизни Тавасиева, он посвятил ей почти тридцать лет. Труд скульптора был оценен по заслугам – в 1970 году ему была присуждена Государственная премия СССР.

17 ноября 1967 года на крутом берегу реки Белой был торжественно открыт памятник национальному герою. Скульптура Салавату Юлаеву в Уфе – самая большая конная статуя в России. Ее высота – 9,8 метров, вес около 40 тонн, несмотря на то, что сам памятник пустотелый.

Величественная фигура всадника на коне имеет только три точки опоры. На контрасте со строгой геометрией постамента, облицованного гранитом, она выглядит удивительно гармонично: кажется, еще секунда – и скульптура оживет - конь взметнется и унесет всадника в светлую даль…

Место установки автором произведения было выбрано не случайно – на самой высокой точке центральной части Уфы, на крутом берегу реки Белой, там, где нет преград на пути смелого батыра. Он всегда впереди! Со стороны реки на памятник можно взглянуть только снизу вверх, с обзорной площадки: дальше - крутой обрыв. Зато сам символ Уфы и Башкортостана виден издалека.

Интересно, что при создании скульптуры изначально Салават был правдиво изображен совсем молодым, ведь по историческим документам ему на момент присоединения к восстанию Пугачева было около двадцати лет. Учитывая пожелания местных жителей и художественной комиссии национального героя сделали более зрелым и мужественным, создав собирательный образ героя-джигита, борца за справедливость, олицетворяющего дружбу народов.

В память о Салавате Юлаеве названы его родной район Башкортостана, город, проспект и улицы. Его имя звучит по всей стране, когда играет хоккейная команда республики «Салават Юлаев».

 

o5

Очерк 6. Первые улицы Уфы. Улица Посадская и Покровская церковь

 

Цветок курая, изображенный на гербе и флаге Республики Башкортостан, - символ единения и дружбы всех родов и племен, проживающих на ее территории, символ процветания и духовного возрождения.

Знаменательно, что первые улицы города лучами расходятся от Уфимского кремля – места основания Уфы - подобно лепесткам курая. Река Белая ограничивала рисунок улиц старого города своим руслом.

Любой населенный пункт раньше развивался стихийно. Не было четкого плана улиц и адресов. Город состоял из Верхнего города, территории за пределами этого укрепленного поселения, называемой Посад, и из загородных поселений. В сторону Посада, как правило, и происходило расширение города в дальнейшем.

Под стенами Уфимской крепости до русла впадающей в Белую Сутолоки оставалась небольшая полоса земли, откуда и берет начало одна из первых улиц Уфы – Посадская. Она идет от реки Белой вдоль восточной стены Кремля, по правому берегу Сутолоки. Местные жители начали активно заселять Посад в 17-м веке. На тот момент было переписано 17 дворов и около 80-ти жителей. В 18-м веке здесь уже были расположены усадьбы многих уральских заводовладельцев: Твердышева, Мясникова, Осокина и Демидовых. Свое имя улица Посадская неизменно пронесла через века.

Главная достопримечательность этих мест – Покровская церковь – старейший из действующих православных храмов Уфы. Церковь расположена в тихом и уютном уголке города, в окружении домов частного сектора. Здание словно скрыто от посторонних глаз, но найти его достаточно легко. От Монумента Дружбы, не поднимаясь по ступеням, обходим холм с правой стороны и поднимаемся по улице Посадской к старинному храму.

Место, где расположено церковное здание, считается намоленным. Еще в конце 16-го века здесь уже были одна возле другой две деревянные церкви, впоследствии разрушенные пожаром и временем. Одна была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы (холодная), вторая – во имя Святителя и Чудотворца Николая (теплая). Они были предназначены для летней и зимней поры.

В начале 19-го века стараниями уфимского купца Данилы Степановича Жульбина и священника Иоанна Антоновича Бреева начали отстраивать новое, более прочное здание церкви – из камня. Возведение колокольни взял на себя князь Ураков. Освящен храм был в 1823 году. В Покровской церкви хранились старинные иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Почаевской Божьей Матери, Воздвижения Креста Господня.

Немало испытаний выпало на долю Покровской церкви и ее прихожан. В 1821 году, вскоре после постройки, здание пострадало от пожара: огонь повредил не только внешний облик, но и внутреннюю ее часть. В советское время церковь закрывали, как и многие другие, переоборудовали под склады. Во многом благодаря своему неприметному местоположению в низине на склоне оврага, скрытое от посторонних глаз, здание уцелело от полного уничтожения. Церковь не только избежала разрушения, но был сохранен даже иконостас: его на время гонений участливые люди закрыли фальш-стеной. В 1957 году церковь вновь была открыта.

Покровский храм – один из лучших образцов русского классицизма в Уфе и значимый архитектурный памятник. Этот островок старой Уфы бережно хранит историю и атмосферу прежних дней.

 

o6

Очерк 7. Город в XVI-XVII веках.

 

Уфа постепенно растет. Население увеличивается. Уже после возведения Уфимского кремля за пределами крепости стали возникать слободы.

Еще не были сформированы улицы, план застройки города возникнет гораздо позже, в начале 19-го века. А пока люди стихийно селились близ городских стен.

«Слободный» человек означало «свободный». Свободный от налогов, денежных и натуральных повинностей. Жители слобод обязаны были нести определенную службу во благо города. Это и работы по строительству дорог и коммуникаций, и разные услуги, например, почтовые. За пределами городских стен у людей были наделенные участки с огородами. При этом, крестьянами они не были, хоть и занимались земледелием. А в большинстве своем были служилые люди и ремесленники.

Также слободой считалось пригородное поселение, в котором было более одного храма. И действительно, Уфа тех времен была очень красивой: небольшие строения, утопающие в зелени деревьев, с куполами и шпилями церквей, устремленными в небо.

В XVI-XVII веках в Уфе было два монастыря: Успенский мужской и Христо-Рождественский женский и девять церквей.

В 1616 году на территории Уфимского кремля было завершено строительство первого каменного собора во имя чудотворного образа Смоленской Божьей матери вместо сгоревшей деревянной церкви Казанской Божьей матери. Это был знаменитый Смоленский собор или Троицкая церковь на том самом холме, где сейчас возвышается Монумент Дружбы.

В город прибывали всё новые люди. В основном численность росла за счет приезжих служилых людей либо ссыльных, ставших неугодными в центральных регионах России. Возникла необходимость увеличения самого города и расширения городских стен для обеспечения защиты и большего влияние на новоприбывающих.

В начале 40-х годов XVII века был построен «верхний острог». Стены общей протяженностью два километра начинались и заканчивались у реки Белой, полукругом ограждая город. В новом городе было уже шесть ворот, получивших названия от расположенных поблизости церквей и Успенского монастыря: Фроловские, Ильинские, Казанские, Сибирские, Спасские и Успенские. Позже по этим направлениям и от этих ворот появятся и старинные уфимские улицы.

Уфа, как изначально и задумывалось, была форпостом, поэтому и в XVII веке более 70% мужского населения находилось на военной службе, обороняя восточные рубежи Русского государства от набегов кочевников.

Появляется и дворянское сословие, но в большинстве пока не отличающееся особым богатством. Стоит отметить, что представители многих старых уфимских дворянских родов были коренными русскими, которых царским указом прислали в Уфу из Москвы, Казани и Астрахани. Одни из самых зажиточных – Крыловы, Каловские, Аничковы и Черниковы-Анучины – содержали имения более пяти крестьянских дворов.

Также за службу поощряли дворянским титулом и новокрещенов, то есть башкир и татар, принявших православие. Отсюда пошли фамилии уфимских дворян Ураковых, Таганаевых, Сокуровых, Ваткеевых.

Город рос и менялся. Становился могущественнее и богаче. Богаче на судьбы и истории людей, его населяющих, на их достижения и вклад в развитие будущего.

 

o7

Очерк 8. Мягкое золото на гербе Уфы

Башкортостан, а тем более его столица – Уфа – во все времена были известны своими природными богатствами. Если на сегодняшний день это добыча и переработка нефти и других полезных ископаемых, то раньше места вокруг Уфы славились изобилием куниц.

В Древней Руси существовала денежная единица измерения, так называемая куна, равная одной шкурке куницы, или шести беличьим шкуркам, или двум граммам серебра.

Мех на Руси - это атрибут роскоши и богатства. Важный источник княжеского дохода. Дань и ясак платили шкурками соболей, куниц и белок.

Мягкое золото – древняя валюта, благодаря которой поддерживались торговые отношения и со скандинавскими странами, и с византийскими и арабскими купцами, и с европейскими торговцами. Пушнину обменивали на заморские товары: драгоценности, благовония, вина. Шкурками пушных зверей можно было откупиться даже за тяжелые увечья или смерть человека.

Роскошь носить меховую одежду имели только самые богатые и достойные члены общества. Презентабельные прочные и легкие изделия носили не только на улице, но и дома – жилища почти не отапливались, поэтому приходилось согревать себя дополнительной одеждой.

Вернемся в уфимские земли…

Богатство лесов и пастбищ удивляло и радовало первых поселенцев. Промысловая охота на пушного зверя активно развивалась. Получившие царские грамоты башкирские племена тоже вносили свой вклад – ясак - в виде шкурок куниц в том числе. Так и сформировалось основное направление экономического развития края.

К концу 16-го века уфимскому воеводе вручили серебряную печать как символ царской власти. Сами печати строго учитывали, гербовые рисунки печатей тщательно продумывали и разрабатывали с учетом особенностей городов. Первая печать была двух сантиметров в диаметре с изображенной на ней куницей, под ней – стилизованное растение и надпись: «Печать Уфимского городка».

В начале 18-го века обстоятельства сложились таким образом, что в Петербурге для Уфы разработали новый герб – с силуэтом бегущей по зеленой траве белой лошади. Таким образом в 1730 году для Уфы были утверждены сразу два герба: новый – с лошадью, и старый – с куницей. Народ возмутился смене привычного герба и ситуацию мирно разрешили, оставив старый герб, а новым украсили знамена уфимского гарнизона.

В следующий раз герб претерпел изменения в конце 19-го века, когда Уфа перешла в разряд губернских городов. В серебряном щите лазоревая бегущая куница, с червлеными глазами и языком. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. До этого куница была изображена больше похожей на крысу, тут же она выглядит изящной и красивой, с выгнутой спинкой и приподнятыми передними лапками, в моменте движения.

Еще раз герб приобрел совершенно другой вид в 1994 году. Цельный щит был вертикально разделен на две половины: голубую, обозначающую красоту водных ресурсов, и красную, символизирующую мужество народа на протяжении всей истории, а изображение куницы стало серебристым или чаще – белым. Но и этот образ не прижился, не был принят в геральдическом реестре как непохожий на настоящий.

И в 2007 году, несмотря на сложности изменений гербового изображения, куница снова стала естественного коричнево-бурого цвета. Она уверенно и свободно бежит, красиво изгибая шею, по благородному серебряному полю. Зеленый цвет символизирует изобилие, радость и спокойствие. Поблескивающий позолотой мех олицетворяет богатство края и достоинство его жителей.

 

o8

Очерк 9. Сад имени Аксакова

 

Самые старые парки Уфы имеют богатую историю и коллекцию имен, по которым их помнят уфимцы разных поколений.

Сад имени Сергея Тимофеевича Аксакова или парк с лебедями, как его чаще называют, – один из самых первых городских парков, но изначально он находился в частной собственности. Место культурного отдыха расположено в квартале, ограниченном улицами: Цюрупы, Пушкина, Новомостовой и Заки Валиди. В 1989 году парк был включен распоряжением Совета Министров в перечень парков-памятников культуры Уфы. В том же году он получил свое новое историческое имя в честь двухсотлетнего юбилея великого русского писателя, чья жизнь неразрывно связана с Уфой и с этим местом нашего города.

По архитектурному плану застройки, разработанного Вильямом Гесте в начале девятнадцатого века, Уфа перестала разрастаться хаотично. Стали выдерживать перпендикуляры улиц, внедряли квартальную систему, начали сажать общественные сады, формировать аллеи и разбивать парки. Частные усадьбы также украшали и окружали садами. И, несмотря на порой непредсказуемый климат, когда в мае мог выпасть снег, несмотря на длительные холодные зимы, весной Уфа благоухала ароматом цветущих деревьев.

Одну из таких усадеб, с надворными постройками и плодовым садом в конце восемнадцатого века приобрели родители будущего писателя. Здесь в 1791 году и родился Сергей Тимофеевич Аксаков, здесь провел раннее детство. При нем еще не было озера, а был овраг с небольшой безымянной речкой. К сожалению, исторический дом и сад были уничтожены пожаром в 1821 году.

При устроении улицы Новомостовой (или Спасской в то время) через овраг и ручей была возведена насыпь. И уже в 1822 году предприимчивые новые владельцы земель усадьбы соорудили запруду, создав небольшое озеро.

К середине девятнадцатого века территория переходит известному книгоиздателю Кондратию Игнатьевичу Блохину. Его сын и наследник посадил здесь березовую рощу и построил театр, здание которого впоследствии сгорело от пожара.

В 1894 году купец Василий Ильич Видинеев – новый владелец – разбивает на месте усадьбы парк и возводит знаменитый Летний театр на 794 места, многоярусный, с прекрасной акустикой. В Видинеевском парке были и аттракционы, и лабиринт чудес, и ресторан, и танцплощадка.

В двадцатые годы двадцатого века парк часто упоминается как Лунный. Романтично, но на самом деле это сокращение от официального названия – парк Луначарского. Изменения произошли при передаче земель из частных владений в ведомство города после Октябрьской революции. По вечерам парк оживал: ежедневно проводились концертные программы, а летом с 8 часов вечера и до полуночи играл духовой оркестр. Действовали и павильон-читальня, и бильярдная, и ресторан.

Во второй половине ХХ века на долю парка выпали суровые испытания. Часть территории отдали под строительство Кабельного завода – и здесь стало шумно и затененно. Асфальтирование дорожек на смену гранитной крошке привело к заболачиванию местности и смене всего облика парка.

На рубеже веков здесь были проведены работы по охране культурного наследия Башкортостана. Озеро было облагорожено, дорожки выложены плиткой. В 2002 году в парк были завезены лебеди-шипуны. Сад имени Сергея Тимофеевича Аксакова дважды признавался лучшим садом СССР и в 2005 году в очередной раз был назван лучшим парком культуры города Уфы.

 

 

o9

Очерк 10. Сад на Случевской горе

 

Уфа всегда была городом, утопающим в зелени. Сады и парки – излюбленное место прогулок горожан.

Сад на Случевской горе (или Случевский сад) за свою более чем вековую историю сменил множество названий. Был он и садом Попечительства о трезвости, и садом имени Николая Богдановича, Егора Сазонова, имени Надежды Крупской, а теперь носит имя национального башкирского героя Салавата Юлаева.

Есть две версии происхождения названия самой горы. Первая - по имени вице-губернатора Оренбургской губернии (в которую тогда входила и Уфа) Капитона Афанасьевича Случевского. По народной версии гора и сад названы в честь водившихся здесь вальдшнепов или слук (лесных куликов).

Сейчас визитная карточка парка – Висячий мост и беседки с панорамным видом на реку Белую.

Облагораживать территорию каменистого безлесого утеса, какой и была Случевская (а ранее Шугуровская) гора, начали в 1873 году. Огородили территорию, разбили сад с цветником, начали прокладывать дорожки и высаживать деревья. Через пару лет это место планировали застраивать, но горожане встали на защиту излюбленного места для гуляний. Самый большой урон зарождавшемуся саду нанесли… козы из близлежащих слобод, уничтожив большинство молодых деревьев и цветников.

Уфимское попечительство о народной трезвости инициировало продолжение работ по устройству сада, которые проводились с сентября 1899 по май 1900. Был организован «праздник древонасаждения» - учащиеся городских училищ и другие желающие высаживали в будущем парке тополя, сосны, дубы, вязы, клены, жимолость, белую и розовую сирень.

Летом 1900 года сад был торжественно открыт при большом стечении горожан. К моменту открытия вход в сад украшали чугунные ворота усть-катавского производства. Над обрывом устроены две изящные беседки. Дорожки усыпали гравием и организовали удобные спуски к реке.

После убийства эсерами в 1903 году уфимского губернатора Николая Богдановича сад переименовали в его честь.

После Октябрьской революции парку дали имя в честь революционера Егора Сазонова., а уже в 1920-х годах – в честь Салавата Юлаева.

В 1959 году на территории парка появилась могила знаменитого башкирского поэта и драматурга Рашита Нигмати. Его похоронили на берегу любимой Агидели.

В 1960 г. здесь был установлен бюст Салавата Юлаева, однако в 1967 г. сад получил название в честь Надежды Константиновны Крупской, которое носил 40 лет, и бюст был убран. В 2004 парку возвращено имя Салавата Юлаева.

Визитная карточка этого места - Висячий мостик - появилась в 1957 году, когда шло строительство моста через реку Белая. Картину при въезде в город портил глубокий овраг на территории парка рядом с уютными деревянными строениями. Было найдено оригинальное решение – превратить овраг в достопримечательность, соединив его склоны легким прогулочным мостом. Рядом с ним установили третью беседку.

Особое украшение сада - гипсовые фигуры косуль и пантеры на шаре скульптора Артема Михайловича Зеленина. Их установили в 2014-2015 годах взамен утраченных скульптур 50-х годов.

Главный вход сада, у которого расположен Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, соединяется Софьюшкиной аллей с парком имени Ленина и Театральным садом. В любое время года прогулки по парковому ансамблю умиротворяют и одновременно волнуют романтикой Старого города.

 

o10

Очерк 11. Ушаковский парк (парк им. В.И. Ленина)

 

Одно из старейших мест отдыха в Уфе уфимцы привычно называют парком Матросова. Свое первое имя – Ушаковский – парк получил благодаря губернатору города Сергею Петровичу Ушакову, назначенного на эту должность во второй половине девятнадцатого века.

Из окон губернаторского дома открывался прекрасный вид на Воскресенский кафедральный собор. Величественный православный храм мог вместить три тысячи человек на площади более двух тысяч квадратных метров! До наших дней это монументальное здание не сохранилось – в 30-е годы прошлого века его закрыли и разобрали по кирпичику, а в 50-е годы на его месте был выстроен театр, ныне Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури.

1867-1872 годы (а это почти всё время пребывания в должности губернатора) Ушаков посвящал решению городских дел и постепенно обустраивал территорию между правительственной резиденцией и Собором, создавая парковую зону. До его назначения здесь простиралось пастбище рогатого скота.

Уфимская знать любила прогуливаться по дорожкам сада среди деревьев и благоухающих цветами газонов. Первое время Ушаковский парк был местом для избранных: даже табличка на парадных чугунных воротах на входе предупреждала: «Вход низшим чинам и собакам запрещен». Со временем в парке появились и беседки, и павильоны, и карусели. Достопримечательности сада того времени - летний кинотеатр «МИР» и первый уфимский фонтан с романтичным названием «Первая любовь» - две светлых фигурки мальчика и девочки, укрывшихся от дождя под одним зонтом.

После Октябрьской революции в парке произошли большие перемены. Имя сменили на Сад Свободы. Храм был снесен. Вместо него устроили танцплощадку и установили цирк шапито, а еще западнее соорудили площадку для спортивных занятий – предшественницу современного стадиона «Динамо». В эти же годы часть парка отдали под захоронение погибших в годы революции и гражданской войны. Здесь же в 1934 году был похоронен народный поэт Республики Мажит Гафури. В то же время чугунные ворота каслинского литья заменили на арочные ворота с изображениями Сталина и Ленина.

В 1943 году парк получил классическое для того времени, но всё же гордо звучащее имя - Центральный парк культуры и отдыха имени Александра Матросова - нашего земляка, Героя Советского Союза. Памятник защитнику-герою – работы скульптора Льва Эйдлина - был установлен уже в послевоенные годы. В это время на территории парка снова заработал летний кинотеатр под именем «Идель», бильярдная, комната смеха и детские аттракционы.

Новый виток развития истории на рубеже 79-80-х годов наложил свой след на облик и название этого уютного места. Рядом был расположен Обком КПСС и парк решили назвать в честь вождя - с тех пор он носит имя Ленина. Территорию осовременили: ворота заменили на гранитный парапет, спилили вековые деревья. Газоны и фонтаны стали выглядеть строже и официальнее. Однако название не прижилось – и горожане по-прежнему называют его «парк Матросова».

 

o11

Очерк 12. Именем Александра

 

История Уфы неразрывно связана с именем российского Императора Александра Первого. Переименована улица, снесена церковь, но прошлое не перечеркивается и не исчезает, оно живет своей особой жизнью, памятью в наших сердцах.

Внук Екатерины Второй был назван в честь святого покровителя Петербурга Александра Невского. В 1801 году, после смерти влиятельной прогрессивной бабушки и убийства заговорщиками отца, он, двадцатитрехлетний, вступил на престол. Несмотря на неоднозначность всей его политической карьеры, годы его правления отмечены созданием министерств, основанием учебных заведений (в том числе в 1811 году открылись двери Царскосельского лицея), открыта первая публичная библиотека.

В Уфе он побывал в сентябре 1824 года, за год до своей смерти, проездом на уральские горные заводы из Оренбурга. Уфа встречала его колокольным звоном.

Именно в годы правления Александра Первого был разработан и утвержден план застройки Уфы. И лично сам государь-император накануне отъезда в Бирск заложил первый камень в основание будущей церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Этот же камень символично являлся первым для одной из красивейших улиц Уфы - Александровской (ныне улица Карла Маркса).

Церковь составляла единый ансамбль одноименной площади вместе с комплексом корпусов казарм внутренней стражи Уфимского гарнизона, от того за площадью закрепилось и второе имя – Казарменная. Александровская церковь строилась на средства Уфимского Дворянского собрания по проекту столичного архитектора Давида Ивановича Висконти. К 1836 году храм достроили и освятили, а еще через 12 лет - окружили чугунной оградой каслинского литья с каменными столбами. Церковь имела три придела: главный - во имя Александра Невского, правый - во имя Святого Великомученика Пантелеймона, левый - во имя Святой Великомученицы Екатерины. На колокольне находилось восемь колоколов: один большой, два средних и пять малых.

Возведенный на Александровском холме - одном из самых высоких мест Уфы, величественный храм стал важным градообразующим объектом города. Его купола были видны издалека и остались запечатлены на многих фотографиях того времени.

До нашего времени это монументальное здание не сохранилось. В 1931 году церковь была закрыта, разрушена и на ее месте в предвоенные годы начато строительство Дома Социалистической культуры. В военные годы в недостроенное здание эвакуировали рыбинский завод низковольтной аппаратуры. В связи с большим пожаром в 1947 году, за зданием закрепилось народное название «горелый завод».

Сейчас в здании на улице Кирова 1 находится Дом Профсоюзов.

Облик города менялся. Всё меньше исторических зданий, которые можно было бы сохранить для потомков. Самая разрушительная сила оказалась не во времени и погодных катаклизмах, а в человеке и нелогичных, отрицающих историю решениях и поступках…