Под пушки музы не молчали…

P.A.Krivonogov-pobeda-1945-1947
П.А. Кривоногов «Победа»

  К 70-летию Великой Победы почти все музеи нашей страны проводят интереснейшие выставки, которые будет интересно посетить зрителям всех возрастов.

  Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства представляет до 28 июня сразу две интереснейшие экспозиции. О роли Московского метрополитена в жизни военной Москвы рассказывает экспозиция «Метро и война». Она предваряет более полный юбилейный проект «Триумф метро», который откроется здесь же к 80-летию столичной подземки в октябре. Уникальный художественный комплекс поражает жителей и гостей своей красотой, продуманностью, монументальностью – «Метро в Москве больше, чем метро!», как утверждают организаторы. Жизнь во время войны показана в двух масштабах: страна, расчленённая фронтами, и город под землёй, который не только защищал людей от бомбёжек, но и активно строился все эти годы.

   Редкие материалы Российского государственного архива кино- и фотодокументов, Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального городского архива Москвы, Российской государственной библиотеки. Хроника выставки начинается 22 июня 1941-го и заканчивается 9 мая 1945-го: захваченные врагом советские города, потери сторон, открытие новых станций метро, имена работавших над этими проектами художников, количество авианалётов на Москву, освобождённые Красной армией города СССР и Европы, капитуляция Германии, Великая Победа советского народа, которая стала ключевой темой для создания нового стиля в искусстве победителей… Окончательно он сформировался и выразился в послевоенные годы, но начинался ещё в период боевых действий. На выставке об этом свидетельствуют архитектурные эскизы, художественная графика студентов МАИ, МВХПУ им. Строганова, которые были учениками М.О. Барща, Л.М. Полякова, Г.И. Мотовилова, Г.И. Опрышко, И.Е. Рожина и других создателей самого красивого в мире Московского метрополитена.

   Протягивает смысловую и эмоциональную нить данной темы выставка «Искусство победителей». Временные рамки этого понятия охватывают период с 1945-го до середины 1950-х, и через произведения декоративно-прикладного искусства зритель погружается в эпоху победного послевкусия. Скульптуры каслинского художественного литья, шедевры мастеров Гусь-Хрустального и Ленинградского заводов художественного стекла, предметы ковроткачества Туркменистана и Дагестана, изделия мастеров Мстёры, Федоскина и Холуя показывают, как формировалась, из чего складывалась жизнь человека тех лет и последующих десятилетий. По-особенному смотрятся изумительные изделия вологодских кружевниц, посвящённые Победе, предметы, изготовленные на Дмитровском фарфоровом и Конаковском фаянсовом заводах, транслируют гордость победителей фашизма, их способность даже в «обычных» вещах воспевать славу своей страны.

  В Государственной Третьяковской галерее до 19 июля развёрнуто две выставки в рамках спецпроекта «День Победы»: на Крымском Валу представлены произведения живописи, графики, скульптуры военного времени и послевоенных лет, а в основном здании, в Лаврушинском переулке, проходит документальная выставка о деятельности Третьяковской галереи в годы Великой Отечественной войны.

 Первая экспозиция включает произведения-символы, оказавшие влияние на духовный подъём нации в страшное военное лихолетье: великое произведение графики, созданное И. Тоидзе в роковом 1941-м, «Родина-мать зовёт!» с текстом военной присяги, монументальный триптих «Александр Невский» П. Корина (1942), «Таня (Зоя Космодемьянская)» Кукрыниксов (1942, 1947), «Крымская конференция руководителей великих держав» В. Ефанова (1945–1946). Плакаты В. Иванова «Пьём воду родного Днепра…» (1943) и Л. Голованова «Красной Армии – слава!» (1945) отмеряют вехи освободительного похода. Жизнь в тылу, военная повседневность запечатлены в камерных графических работах, большинство из которых до сих пор малоизвестны публике: эскизы плакатов, рисунки, «репортажные» зарисовки из фондов ГТГ. Послевоенные «Письмо с фронта» А. Лактионова (1947), бронзовая модель знаменитого памятника «Воин-освободитель» Е. Вучетича (1948) – сам памятник стоит в Трептов-парке Берлина, «Триумф победившей Родины» М. Хмелько (1949) – Парад Победы 1945-го на Красной площади, литография В. Богаткина «Трасса жизни» из серии «Ленинград в дни блокады» (1950), «Отдых после боя» Ю. Непринцева (1951), бронзовый «Портрет маршала Советского Союза Г.К. Жукова» (1966), вылепленный с натуры скульп­тором В. Думаняном (всем, кроме него и Корина, Жуков отказывался позировать), «Безымянные высоты» Т. Яблонской (1969), «Фронтовые корреспонденты. А. Твардовский, К. Симонов, Б. Полевой» О. Вуколова (1973), «Дети войны» А. и С. Ткачёвых (1984), бронзовая фигура подростка, посмотревшего в глаза смерти, – «Да святится имя твоё (Солдат вернулся)» Г. Чубаряна (1987), «Победа» И. Рукавишникова (1987) – беломраморная скульптурная композиция: два солдата оплакивают своих погибших товарищей, то самое чувство «праздника со слезами на глазах»…

  Вторая выставка органично вписана в шесть залов основной экспозиции ГТГ: витрины с архивными документами, фотографиями, аннотации к которым рассказывают о судьбе во время войны и в первые послевоенные годы конкретных картин из собрания галереи, об эвакуации и перемещении ценных произведений в Новосибирск и Молотов (ныне – Пермь), а затем – возвращение в Москву и торжественное открытие галереи 17 мая 1945 года.

Источник: Литературная газета №19-20 (6509)(20-05-2015),
Арина Абросимова