145 лет назад родился Александр Бенуа — хранитель русской культуры

А.Н. Бенуа
А.Н. Бенуа

     Если попытаться перечислить все заслуги Александра Николаевича Бенуа перед отечественной культурой, то список получится очень длинный: создатель и идеолог «Мира искусства», вдумчивый и тонкий историк искусства и ученый, посвятивший себя собиранию и сохранению памятников культуры, художественный критик, горячо и взволнованно откликавшийся на все значительные события культурной жизни России, театральный деятель, отстаивавшего вместе с передовыми режиссерами новые пути развития русского сценического искусства.


Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. Среди них Сомов и Бакст, Лансере и Добружинский, Остроумова-Лебедева и Серебрякова, Билибин, Кругликова, Яремич. Узы дружбы и творческой общности ряд лет связывали Бенуа с Серовым, тесное творческое взаимодействие и взаимообогащение существовало между ним и Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем и многими другими.

   Влияние Бенуа-художника и художественного деятеля сказалось на эволюции различных видов и жанров русской живописи и графики, с ним связана целая полоса в истории отечественной сценографии. Ряд лет он возглавлял декорационную часть лучшего драматического театра России — Московского Художественного театра. Инициатор и художественный руководитель «Русских сезонов» в Париже, он был среди тех, кто закладывал основы интернациональной славы русского балета и осуществлял реформу театрально-декорационного искусства, охватившую мировой музыкальный театр.

   За те двадцать предреволюционных лет, (1898—1917), Бенуа менялся непрерывно. Он достиг профессиональной зрелости в среде дягилевского «Мира искусства» и стал глашатаем идей этой среды. Его увлекала задача ознакомления русского общества с достижениями европейского искусства. Он боролся за воскрешение славы и традиций культуры России XVIII и начала XIX века. Сын своей противоречивой эпохи, он с горячностью пропагандировал молодых художников и с не меньшей горячностью, не раз допуская грубейшие ошибки, выступал против их предшественников — мастеров передвижничества.

Источник: сайт «Наследие А.Н. Бенуа»