Эта старая, зеленая Англия

гейнсборо
Т. Гейнсборо «Скалистый берег моря с рыбаками» (1782)

   19 апреля в РОО «Собор русских Башкортостана» открылась выставка английской живописи, и первыми посетителями выставки стали учащиеся третьего класса вместе с классным руководителем Айгуль Гимрановой из Центра образования № 26.

   Английское искусство последней четверти XVIII — первой трети XIX столетия вливается в мировое искусство со своим собственным отчетливо выраженным национальным лицом. На рубеже XVIII и XIX вв. самые интересные достижения английского изобразительного искусства лежат в жанре пейзажа и портрета. Самое существенное влияние на живопись XIX столетия из английских художников оказал Джон Констебл (1776— 1837). Готические соборы, виды городка Солсбери, морской берег в Брайтоне, его родная река Стур, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его «любимой старой, зеленой Англии» — все это передано Констеблом достоверно и конкретно. Искусствоведы едины во мнении, что Констебл достигал искусной передачи быстро сменяющихся эффектов освещения, ощущения свежести зелени, жизни каждого предмета как бы на глазах зрителя. Он одним из первых стал писать этюды на пленэре, опередив художников французской школы.

      Томас Гейнсборо — известный английский портретист 18 века. Талант к живописи у мальчика начал проявляться еще в раннем детстве. Не было такого дерева, скалы, оврага, придорожного столба, которые он не запомнил бы и не зарисовал их с точностью наизусть. Даже Король Георг третий покровительствовал художнику. В творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов.

     Типичным романтиком можно назвать другого английского пейзажиста — Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775— 1851) с его гигантскими красочными полотнами, полными световых эффектов. В отличие от Констебла к Тернеру рано пришло признание. С одиннадцатилетнего возраста он стал выставлять свои акварели в цирюльне отца, копировать и раскрашивать эстампы, с пятнадцатилетнего — участвовать в ежегодных выставках Королевской Академии искусств. В 1802 г. он уже академик, в 1809 — профессор в академических классах. «Все ему далось сразу и навсегда»,— писал В. Н. Петров.

    Третьеклассники внимательно следили за рассказом гида по выставке, стараясь прочувствовать колорит живописи. Они рассматривали картины, обсуждали сюжеты, объясняли своё понимание, даже уверенно отвечали на вопросы, ориентируясь в терминологии искусства. Такой урок мировой культуры всем пришёлся по душе.

Источник:  Администрация Советского района ГО г. Уфа РБ