Презентация книги

3 октября 2019 г. в 16:00 в выставочном зале «Возрождение» РОО «Собор русских Башкортостана» по адресу: г. Уфа, ул. 50-летия Октября 6/8 — состоится презентация книги Павла Егорова «История сёл, деревень, православных и старообрядческих храмов и молитвенных домов. Белокатайский район».

Этим изданием «Собор Русских РБ» начинает серию книг, которые станут справочником по истории русских сёл и деревень, а также православных и старообрядческих храмов исторической Уфимской губернии в границах современной территории Республики Башкортостан. Автор руководствуется целью, чтобы ни одно русское село, ни одна деревня, посёлок или починок, ни одна православная или старообрядческая церковь и даже молитвенный дом или часовня не остались забытыми.

Белокатайский край известен своей богатейшей историей, уникальными памятниками языка и культуры. В своей книге автор повествует об истории сёл Емаши, Ногуши, Корлыханово, Варино, Нижний Искуш, Тардовка, Новобелокатай, Старобелокатай, Соколки, Карантрав, Шакарла, Сосновское, Матвеево. Очерк о каждом селе и церкви дополняется важными документами и рассказами старожилов – с сохранением простонародных слов и оборотов речи. Рецензентом автора выступил М.И. Роднов, доктор исторических наук.

Открытие выставки «Рафаэль Санти»

2 октября 2019 г. в 16:00 в выставочном зале «Возрождение» РОО «Собор русских Башкортостана» по адресу: г. Уфа, ул. 50-летия Октября 6/8 — состоится открытие выставки картин величайшего представителя эпохи Возрождения Рафаэля Санти

РОО «Собор русских Башкортостана» совместно с РОО «Сохранение и возрождение культурного наследия» приглашает Вас посетить уникальную выставку картин Рафаэля Санти. Данная экспозиция впервые в Уфе!

Выставка произведений «чудесного дитя» Высокого Возрождения Рафаэля Санти действительно грандиозное событие для нашего города. Репродукции известнейших картин, выполненные по новейшим технологиям в г. Самара, точно передают потрясающую атмосферу и настроения эпохи Возрождения. Вы увидите полотна «Донна Велата», «Дама с единорогом», «Коронование Девы Марии» и всех знаменитых «Рафаэлевских Мадонн». В свои 20 лет Рафаэль уже был признан равным Леонардо Да Винчи и Микеланджело, поразив мир способностью соединять в своих работах природную естественность и возвышенную идеальность, достигать единства физической и духовной красоты, находить безупречное согласие форм, ритмов, красок и движений.

Ждем Вас 2 октября в 16.00 в выставочном зале «Возрождение» РОО «Собор русских Башкортостана» по адресу: г. Уфа, ул. 50 лет Октября 6/8.

Время работы выставочного зала: Пн-Пт с 11:00 до 17:00. Сб, Вскр – выходной.

От великого – до смешных

Наконец-то свершилось: американские законодатели правил жизни насмешили весь мир! Взялись за Пласидо Доминго! Как-то легко и просто получалось у них со звёздами кинозакулисья – ведь публика не очень-то знает, что там на самом деле происходит. Но синьор Пласидо слишком хорошо знаком миллионам поклонников вокального искусства, чтобы люди поверили в эти – простите! – идиотские обвинения.

Сегодня все, кто встречался с Доминго, стремятся рассказать о своих впечатлениях об этом человеке и артисте. Я увидела его в 2001 году в Москве, и в своей первой маленькой книжечке, изданной в 2010-м, рассказала об этой встрече.

Хочу просить «ЛГ» вместе с этой заметкой передать слова восхищения и поддержки от себя и от замечательных молодых артистов – лауреатов конкурса «Романсиада». Многие из них в разные годы стали участниками конкурса синьора Пласидо «Опералия», а Алексей Кудря и Владимир Дмитрук (на фото)– победителями этого всемирного праздника вокальной музыки.

«Испанский романс»

Один из моих давних поклонников, поэт-любитель, в очередной посвящённой мне оде написал: «…артистов многих уважает, предпочитает теноров». И это правда: я, как и миллионы людей, подвержена волшебным чарам высокого и страстного мужского голоса, называемого тенором. Но, признаюсь, самую горячую и глубокую любовь я испытываю к подлинному «королю теноров» – Пласидо Доминго.

В один из первых приездов Доминго в Москву он должен был выступить на Красной площади. Мне доверили вести его концерт – я знала, что на Западе это не принято, и поэтому не совсем поверила во внезапно привалившее ко мне счастье. Но причина возникновения фигуры ведущей была очень простой: устроители не напечатали программки, а назвать имена спонсоров было необходимо. Поэтому я, волнуясь и трепеща, ни свет ни заря примчалась на Красную площадь.

Позади Исторического музея была сооружена большая сцена из чёрного брезента. Палатку, заменяющую артистическую комнату, наспех скроили из того же материала. Стояла тридцатиградусная жара, и чёрная палатка «раскалилась добела». Я, негодуя на нерадивых организаторов, отказавшихся ставить лишний микрофон за кулисами для ведущей, злорадно предвкушала, какой скандал устроит им мировая звезда, побывав в этой палатке.

Доминго появился: красивый, приветливый, улыбчивый. Он моментально покорил всех, кто только был рядом, – музыкантов оркестра, билетёров, рабочих сцены. Похоже, он свято верил в то, что средства от этого концерта действительно пойдут на благотворительность, как меня попросили объявить перед началом концерта, и с радостью вышел на сцену в переполненный зал.

Это был весьма своеобразный зал – на Красной площади, от Исторического музея до храма Василия Блаженного были расставлены кресла и стулья. Кресла предназначались вип-персонам, заплатившим за билет по две тысячи долларов. Справа от сцены, в начале Никольской улицы, собралась огромная толпа безбилетников, сдерживаемых кордоном милиции. Дорогая публика сидела со скучными лицами и в конце представления рванула на выход, не дождавшись «бисов». Безбилетники не расходились и после конца концерта, провожая машину, увозившую Доминго, криками «браво» и овациями.

Сейчас я могу с удовольствием и радостью вспоминать тот вечер. Но тогда, во время концерта, я пережила жуткие минуты.

За кулисами я представилась Доминго: он был слегка удивлён присутствием ведущей в его концерте (его, оказывается, об этом никто не предупредил!), но дружелюбно поприветствовал меня и подарил мне галантный комплимент. Вступительное слово он пережил спокойно, но когда я собралась опять идти на сцену и объявлять следующий номер, он более чем удивился: «Как, вы будете объявлять каждый номер?» – «Да…» – обреченно промычала я. Сейчас мировая знаменитость запретит мне объявлять – а что же устроят мне организаторы, не напечатавшие программки, и спонсоры, которые ждут обещанных текстов?!

Я побледнела, голова закружилась. Наверное, Доминго понял моё положение, потому что дружелюбно обнял меня за плечи и сказал: «Галина, делайте то, что вы должны делать, всё, как задумано», – и слегка подтолкнул меня к сцене.

Я объявляла каждый номер, рассказывала о благородных российских меценатах, а несчастный Доминго обливался потом в раскалённой палатке-артистической. Возвращаясь в кулисы, я с болью наблюдала, как великий артист, беспомощно и мило улыбаясь, опускал махровое полотенце в ведро со льдом, поставленное для него «заботливыми» организаторами, и прикладывал его ко лбу. Затем вновь появлялся на сцене и пел, как истинный король, каких не было и, может быть, никогда не будет в истории вокального искусства.

Помощница, дежурившая за кулисами, сказала: «Это ж надо, такой артист – а не послал никого к такой-то маме, терпел всё. А Шурá какой-нибудь скандал с истерикой устраивает, ежели у него в артистической кресло не того фасона».

Конечно, я знала, как Доминго спасал от смерти Хосе Каррераса, как приходил на помощь пострадавшим от землетрясения в Мексике, как он пестует своих учеников, как помогает молодым артистам с устройством контрактов. Но я не знала, как тепло и ободряюще звучит его голос, когда он говорит: «Не волнуйтесь, делайте так, как задумано».

Всё-таки, как верно подмечено в стихах моего поклонника: «предпочитает теноров»! Не всех, конечно, одного, но самого великого и прекрасного – Пласидо Доминго. 

Преображенская Галина «От великого – до смешных» // Литературная Газета. — 2019. — №38.

Необратимость

Ренэ Герра. Культурное наследие Зарубежной России.
 – М.: МИК, 2017. – 920 с.  – 1000 экз.

Огромный том Ренэ Герра «Культурное наследие Зарубежной России», выпущенный издательством «МИК», производит впечатление. Прекрасно полиграфическое исполнение, великолепна изобразительная составляющая: репродукции графических работ Юрия Анненкова, фотокопии обложек и титульных листов прижизненных изданий Бунина, Шмелёва, Ремизова, Зайцева, Ходасевича, Терапиано, Чиннова… Всех и не перечислишь. А сколько лиц, запечатлённых в чёрно-белых фотографиях, нередко потускневших, но подобные черты не встретишь уже на глянцевой бумаге в лучшем цветовом разрешении.

Очерки о Бунине, Ремизове, Анненкове, о Юрии Терапиано, Сергее Шаршуне носят характер жизнеописаний, выполненных в свободной форме, щедро разбавленных фактами собственной биографии. В этом нет ничего плохого. Ренэ Герра – собиратель, хранитель; больше историк, нежели литературовед. Но больше всего и прежде всего он культуртрегер – носитель культуры – в буквальном смысле этого слова. Носитель и сберегатель той изысканнейшей культуры, которой в России нет вот уже с 1917 года. Следует отметить, что подобная Kulturträgerschaft невозможна без глубочайшей проникновенности высоким духом, который был у представителей русской эмиграции, когда всё, всякое бытовое благополучие было принесено в жертву свободе творчества. В этом чувствовании несломленного русского духа несомненная уникальность Ренэ Герра.

Вместе с тем книга напоминает о горьком обстоятельстве. В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, когда культура русского зарубежья стала доступной для всех нас, мы ознакомились с ней охотно и поверхностно, так сказать не особенно церемонясь. После 1917 года в нас настолько укоренились безвкусица, простодушие, варварство, что некоторые примитивные, низкопробные поделки оказались нам ближе, роднее, чем зайцевская «Анна» и бунинский «Чистый понедельник».

У них «Невозможность поэзии»… А у нас какая может быть «невозможность», если рифмы прут, как сорняки после дождя? У них «парижская нота», жаждущая стихов «без красок и почти без слов» (Г. Адамович), а в нашем сознании толпятся самые смачные образы…

Русская эмиграция хотела сберечь для нас что-то, о чём грезил Лермонтов: песни небес. Нас же, представителей «грубой, первоначальной культуры» (Ф. Ницше), волновали и волнуют «скучные песни земли».

Илья Кириллов «Необратимость» // Литературная Газета. — 2019. — №38.

Состоялось заседание Совета отделения РОО «СРБ» ГО г. Уфа РБ

19 сентября 2019 года состоялось заседание Совета отделения Региональной общественной организации «Собор русских Башкортостана» ГО г. Уфа РБ. На совещании присутствовали председатели Советов отделений районов города Уфы, члены городского Совета, управляющий делами РОО «Собор русских Башкортостана» В.П. Афанасьев и председатель Совета отделения РОО «СРБ» А.В. Басов.

Присутствующими был обсужден ряд вопросов: о ходе выполнения плана работы на 2019 г., обсуждение проекта плана работы отделения на 2020г., а так же по подготовке проведения VI Открытого городского фестиваля «Русская песня».

Выступающие проявили деловую активность в обсуждаемых вопросах, предложили ряд конструктивных решений при подготовке новых планов работ, высказали большую заинтересованность в подготовке
VI Открытого фестиваля «Русская песня». В конце совещания все дружно сфотографировались.